Тема 6. Познавательные процессы
Практика
Примеры из практики и дополнительная информация по теме |
Практические задания и контрольные вопросы |
|
1.
Почему ощущение называют источником
познания?
2.
Что такое «органы чувств»?
3. О каких
ощущениях идет речь в стихотворных
строчках слепоглухой О. Скороходовой:
4. Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?
5.
Что общего и различного между
ощущением и восприятием?
6.
Какое влияние на восприятие оказывает
наш прежний опыт?
7.
Какие виды восприятия Вы знаете?
8.
Как можно практически использовать
иллюзии восприятия?
9.
Раскройте особенности восприятия
одним человеком другого человека или
других людей.
10.
О каких свойствах восприятия можно
вспомнить, читая следующие строки,
написанные Ольгой Скороходовой: Я
умом увижу, чувствами услышу, А
мечтой привольной мир я облечу... Каждый
ли из зрячих красоту опишет, Улыбнется
ль ясно яркому лучу? Не
имею слуха, не имею зренья, Но
имею больше — чувств живых простор: Гибким
и послушным, жгучим вдохновеньем Я
соткала жизни красочный узор.
1.
Что общего между восприятием и памятью?
2.
Понаблюдайте над тем, как вы
запоминаете, к какому типу запоминания
можно отнести вашу память?
3. Какие
способы запоминания вы знаете и
используете ли их в учебной работе и
жизни?
4.
Объясните смысл высказанного Ф.М.
Достоевским соображения с точки зрения
своей будущей профессиональной
деятельности, с позиции педагога,
ответственного за становление
личности ребенка: «И хотя бы
мы были заняты самыми важными делами,
достигли почестей или впали бы в какое
великое несчастье - все равно не
забывайте никогда, как нам было здесь
хорошо, всем сообща, соединенным таким
хорошим и добрым чувством... Знайте же,
что ничего нет выше, и сильнее, и
здоровее, и полезнее впредь для жизни,
как хорошее какое-нибудь воспоминание...
Если много набрать таких воспоминаний
с собою в жизнь, то спасен человек на
всю жизнь И даже если и одно такое
хорошее воспоминание при нас останется
в нашем сердце, то и то может послужить
когда-нибудь нам во спасение».
1.
Что такое внимание?
2. Чем
отличается внимание от других
познавательных процессов?
3.
От чего зависит развитие внимания
человека?
4.
Выполните следующее задание. Постарайтесь
проследить изображенные на рисунке
линии от начала до конца. Для этого
отметьте с правой стороны рисунка, где
кончается первая линия, вторая и т.д. Чтобы
проследить первые три, можете
воспользоваться помощью пальца или
обратным концом карандаша. В
дальнейшем прослеживайте только
глазами! Ответьте на вопросы: - Чем можно
объяснить, если прослеживание линии на
миг прерывается? -
Какое свойство внимания проверяется
тестом? -
Можно ли научиться выполнять это
задание? - Какое практическое значение имеет устойчивость внимания?
1.
Расскажите о самом важном различии
между представлениями памяти и
воображением.
2.
Сравните репродуктивное и творческое
воображение, приведите примеры и
объясните их психологический смысл.
3.
Вспомните и приведите примеры
воображения в произведениях народного
творчества (сказки, загадки, былины и пр.).
4. Известно,
что в своем творчестве художники,
писатели, поэты опираются на
воображение. Как вы отнесетесь к такому
утверждению, что зрители, читатели
должны быть тоже развиты в этом
отношении, иначе они ничего не поймут в
произведениях искусства. Докажите свою
точку зрения.
5. Как вы
понимаете мысль, которую высказал
замечательный педагог и врач Януш
Корчак: «Я часто думаю о том, что значит
«быть добрым»? Мне кажется, что добрый
человек - это такой человек, который
обладает воображением и понимает,
каково другому, умеет почувствовать,
что другой чувствует».
1. Что
общего и различного между мышлением и
восприятием как познавательными
процессами?
2.
Что такое «понятие» и как оно связано
со словом?
3.
Почему мышление называют обобщенным
познанием мира?
4.
Объясните свое понимание
опосредованности как характеристики
мышления.
5. Как вы
понимаете взаимосвязь мышления с
другими познавательными процессами?
6. Как вы
считаете, какие качества ума
необходимы для решения нестандартных
проблем, нахождения выхода из
неординарных ситуаций, отгадывания
загадок, шарад, решений кроссвордов? |