Тема 6. Познавательные процессы
Практика
Иллюстрации некоторых свойств
восприятия 1)
Избирательность восприятия То,
что находится в центре внимания
человека при восприятии называется
объектом (предметом) восприятия, о всё
остальное – фоном. Выделение предмета
из фона восприятия и динамичность их
взаимоотношений хорошо видны в
двойственных изображениях. А. В зависимости от выделяемого
контура предмета восприятие будет
разным: если в кубик связать грани 1,2,3, то
будут восприниматься шесть кубиков;
объединение граней 3,4,5 определит
восприятие семи кубиков.
В.
Лестница Шрёдера – тройственное
изображение. Если смотреть от левого
нижнего угла вверх по диагонали, видна лестница.
Если начинать рассматривать это
изображение от правого верхнего угла
вниз по диагонали, то создаётся
восприятие нависающего карниза.
Если пробежать глазами по диагонали
слева направо и обратно, то возникает
восприятие серой полоски бумаги,
сложенной гармошкой.
С. Рассматривая двойственное
изображение женщины, можно воспринять
её и как молодую, со вздёрнутым носиком,
и как пожилую, с большим носом и
подбородком, спрятанным в воротник.
D.
Если взять за предмет восприятия тёмный
пространство, то можно увидеть два лица,
если взять за предмет светлое, то
получится ваза.
2) Целостность восприятия: каждая
часть, входящая в образ восприятия,
приобретает значение лишь при
соотнесении ей с целым и определяется им.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его
как единое целое, имеющее определённую
структуру. А. Рассматривая рисунок, мы
воспринимаем не систему четырёх
отрезков прямых линий или определённую
совокупность штрихов, кружков, а видим
сразу же квадрат, окружность и
треугольник.
В. Осмысленность и обобщённость
восприятия хорошо обнаруживается при
восприятии незавершённых рисунков.
3)
Апперцепция – зависимость
содержания и направленности восприятия
от опыта человека, его интересов,
установок, богатства знаний. Сначала
данные рисунки ничего конкретного в
восприятии не создают. Но когда
наблюдателю готовят, что первый рисунок
изображает «солдата с собакой,
проходящего за забором», а второй – «женщину,
моющую пол», образы восприятия
организуются, и затем очень трудно к
прежнему восприятию. Данные
примеры показывают влияние опыта
осмысленных представлений и понятий на
формирование образа. 1.
2.
|