Тема 6. Познавательные процессы
Практика
Особенности
внимания младших школьников Внимание
у детей начинает проявляться довольно
рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала
можно говорить о непроизвольном
внимании. С возрастом ребенка оно
развивается, увеличивается круг
объектов, которые вызывают
непроизвольное внимание, и само это
внимание становится более сильным и
более устойчивым. На
основе непроизвольного внимания у детей
постепенно развивается внимание
произвольное. Однако на протяжении
дошкольного возраста, а иногда и в
начале школьного ребенок еще в
недостаточной степени владеет своим
вниманием. Возрастными
особенностями внимания младших
школьников являются сравнительная
слабость произвольного внимания и его
небольшая устойчивость. Первоклассники
и отчасти второклассники еще не умеют
длительно сосредоточиваться на работе,
особенно если она неинтересна и Значительно
лучше у младших школьников развито
непроизвольное внимание. Все новое,
неожиданное, яркое, интересное само
собой привлекает внимание учеников, без
всяких усилий с их стороны. Дети могут
упустить важные существенные моменты в
учебном материале и обратить внимание
на несущественные только потому, что они
привлекают своими интересными деталями. Перед
учителем начальной школы в учебном
процессе стоит сложнейшая задача -
продумывать специальную работу по
организации внимания детей, иначе оно
окажется во власти окружающих вещей и
случайного стечения обстоятельств. Безусловно,
самый процесс учения способствует
развитию произвольного внимания, его
устойчивости и сосредоточенности. По
мере того как расширяется круг
интересов ребенка и он приучается к
систематическому учебному труду, его
внимание - как непроизвольное, так и
произвольное - интенсивно развивается. Строить
обучение только на непроизвольном
внимании ошибочно, да и невозможно.
Педагогический процесс предполагает
умение: 1) использовать непроизвольное
внимание; 2) содействовать развитию
произвольного. Условием
поддержания внимания является
разнообразие сообщаемого материала,
последовательность его раскрытия и
изложения. Очень важно для организации
внимания умение учителя предложить
задание и так его мотивировать, чтобы
оно было принято ребенком, - возбудить
интерес, внести известную эмоциональную
насыщенность. Детский
интерес приобретает чрезвычайное
педагогическое значение как самая
частая форма проявления
непроизвольного внимания. Детское
внимание, подчеркивал Л.С. Выготский,
направляется и руководствуется почти
всецело интересом, и поэтому
естественной причиной рассеянности
ребенка всегда является несовпадение
двух линий в педагогическом деле:
собственно интереса и тех занятий,
которые предлагает учитель как
обязательные. «С
этой точки зрения, - писал Л.С. Выготский,
- всякое обучение возможно только
постольку, поскольку оно опирается
на собственный интерес ребенка. Другого
обучения не существует. Весь вопрос
только в том, насколько интерес
направлен по линии самого изучаемого
предмета, а не связан с посторонними для
него влияниями наград, наказаний, страха,
желания угодить и т.п. Но признание
всесилия детского интереса отнюдь не
обрекает педагога на бессильное
следование за ним. Организуя среду и
жизнь ребенка в этой среде, педагог
активно вмешивается в процессы
протекания детских интересов и
воздействует на них таким же способом,
каким он влияет и на все поведение детей.
Однако его правилом всегда будет: прежде
чем объяснять - заинтересовать; прежде
чем заставить действовать - подготовить
к действию;... прежде чем сообщить что-нибудь
новое - вызвать ожидание нового» (Выготский Л.С.
Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 155). Л.С.
Выготский высказал интересную мысль о
том, что педагогу следует проявлять
заботу как к вниманию, так и к
рассеянности, и что глубоко ошибается
тот учитель, который в рассеянности
видит своего злейшего врага и не
понимает истины, что наиболее
внимательным может быть именно тот, кто
наиболее рассеян у него в классе. «Секрет
превращения рассеянности во внимание
есть, в сущности говоря, секрет перевода
стрелки внимания с одного направления
на другое и достигается он общим
воспитательным приемом переноса
интереса с одного предмета на другой,
путем связывания их обоих. В этом и
заключается основная работа по развитию
внимания и по превращению
непроизвольного внешнего внимания во
внимание произвольное» (Там же. С. 159). Развитие
произвольного внимания младшего
школьника является одним из важнейших
приобретений личности на данном этапе
онтогенеза. Оно связано с формированием
у ребенка волевых качеств и находится в
теснейшем взаимодействии с общим
умственным развитием ребенка. Подчеркивая
педагогическое значение внимания, Л. С.
Выготский указывал на его интегральный
целостный характер. От работы внимания
зависит вся картина воспринимаемого
нами мира и самих себя. «Управляя
вниманием, мы берем в свои руки ключ к
образованию, формированию личности и
характера» (Там же. С. 167). Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2003. |