Радищев
Александр Николаевич
|
Радищев
Александр Николаевич (1749–1802) — русский
писатель, философ. Система
психологических воззрений Р. изложена в
трактате «О человеке, его смертности и
бессмертии» (1792). В первой части работы
давалась монистическая трактовка
психического как свойства
материального вещества, во второй —
обосновывался тезис о бессмертии души.
Следуя материалистически понимаемому
принципу развития психики («единая
материальная лестница»), Радищев
утверждал зависимость способностей
человека не только от среды, но и от
телесной организации. Взгляды Радищева,
во многом сближающиеся со взглядами Дидро,
занимают важное место в истории
развития психологической мысли в России.
|
Рибо
Тэодюль
|
Рибо
Тэодюль (1839–1916) — французский психолог.
Придавая огромное значение
патопсихологическому методу при
установлении закономерностей
нормальной психики («Болезни памяти»,
1881; «Болезни воли», 1883; «Болезни личности»,
1885), установил один из законов памяти (закон
регрессии памяти Рибо). В работах,
посвященных анализу внимания,
воображения, эмоциональной памяти,
развития общих понятий и др.,
ориентировался на принципы и методы
естествознания, на представления о
рефлекторных механизмах и моторных
началах психики, ее социальной природе.
Будучи противником метафизики и
идеализма, Рибо развил ассоцианистскую
концепцию, имевшую материалистическую
направленность. Это имело важное
значение в эпоху становления психологии
как самостоятельной объективной
биологической науки. Рибо одним из
первых на Западе признал ряд положений
рефлекторной теории И.
М. Сеченова при объяснении сущности и
нейрофизиологических механизмов
психической жизни.
|
Рише
Шарль
|
Рише
Шарль (1850–1935) — французский физиолог,
психолог, гипнолог. Изучал гипноз,
установил три фазы в сомнамбулизме,
развивал учение об истероэпилепсии.
Применял естественнонаучный метод при
изучении простых и сложных
познавательных процессов (ощущение,
боль, мышление, автоматическое письмо).
Основные работы Рише: «Экспериментальные
и клинические исследования
чувствительности» (1877); «Опыт общей
психологии» (1887); «Человек и мышление» (
1884); «Мышление и человек» (1927). Книга Рише
«Ученый» (1923) — одна из первых в области
психологии науки.
|
Роджерс
Карл Рэнсом
|
Роджерс
Карл Рэнсом (1902–1987) — американский
психолог, один из лидеров
гуманистической психологии.
Фундаментальным компонентом структуры
личности считал Я-концепцию,
формирующуюся в процессе
взаимодействия субъекта с окружающей (прежде
всего социальной) средой и являющуюся
интегральным механизмом саморегуляции
его поведения. Рассогласование между Я-концепцией
и представлением об идеальном «Я», а
также нарушение соответствия между
непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией
(в частности, фрустрация свойственной
личности потребности в позитивном
отношении к себе и самоуважении)
вызывают попытки ограждения Я-концепции
от угрозы дезорганизации путем ввода в
действие механизмов психологической
защиты, проявляющейся в виде либо
перцептивного искажения (или
селективности восприятия) опыта, либо
его игнорирования, что, однако, не
обеспечивает полной гармонизации
личности, а в ряде случаев приводит к ее
серьезной психологической дезадаптации.
Важнейшая характеристика
психологически зрелой, «полностью
функционирующей» личности — ее
открытость для опыта, соответствие
которого Я-концепции обеспечивается
гибкостью, непрерывным изменением,
совершенствованием человеческого Я.
Разработанная Роджерсом система
психотерапии, получившая название
индерективной, центрированной на
клиенте, призвана обеспечить устранение
диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией,
способствуя достижению их соответствия.
|
Роршах
Герман
|
Роршах
Герман (1884–1984) — шведский психиатр.
Изобрел названный его именем тест (проективный),
ставший одним из главных средств
психодиагностического изучения
личности, ее структуры и неосознаваемой
мотивации. Тест заключается в
интерпретации испытуемым набора
чернильных пятен различной
конфигурации и цвета, имеющих
определенный смысл для диагностики
скрытых установок, побуждений, свойств
характера («Психодиагностика:
диагностический тест, основанный на
восприятии», 1921). Работа Роршаха дала
импульс разработке одного из главных
направлений в современной
психодиагностике, поскольку позволила
подойти к рассмотрению личности как
целостности, а не совокупности
отдельных способностей.
|
Россолимо
Григорий Иванович
|
Россолимо
Григорий Иванович (1860–1928) — русский
невролог и психолог. С целью диагностики
индивидуальных психических свойств
разработал методику их количественной
оценки, дающую целостное представление
о личности. Выделил одиннадцать
психических процессов, которые в свою
очередь разбивались на пять групп:
внимание, восприимчивость, воля,
запоминание, ассоциативные процессы (воображение,
мышление). По каждому из этих процессов
предлагались задания, в зависимости от
выполнения которых оценивалась по
определенной шкале «сила» каждого из
процессов. Сумма положительных ответов
отмечалась соответствующей точкой
графика; соединение точек давало «психологический
профиль» индивида. Задания
варьировались по категориям испытуемых
(для детей, взрослых интеллигентных,
взрослых неинтеллигентных). Россолимо
предложил также формулу перевода
профилей с графического языка на
математический. Опираясь на эту
методику, разрабатывал вопросы о типах
психических индивидуальностей,
умственной отсталости, диагностики
патологических симптомов, относящихся к
сфере психики («Психологические профили»,
1910).
|
Рубинштейн
Моисей Матвеевич
|
Рубинштейн
Моисей Матвеевич (1878–1953) — российский
психолог, педагог, философ. Разрабатывал
концепцию педагогической психологии
как научной базы педагогики («Очерк
педагогической психологии в связи с
общей педагогикой», 1913). В трудах
Рубинштейна получили развитие проблемы
психологии юношеского возраста («Психология,
педагогика и гигиена юности», 1926).
Личность по Рубинштейну образует
единство ее четырех системных свойств:
человек — «детище природы», «индивид», «социален»,
«сочлен культуры». По причинам
идеологического характера после 30-го
года роль Рубинштейна в развитии
психологической науки замалчивалась.
|