Биографии известных психологов. Р

Р

Радищев Александр Николаевич

Рибо Тэодюль

Рише Шарль

Роджерс Карл Рэнсом

Роршах Герман

Россолимо Григорий Иванович

Рубинштейн Моисей Матвеевич

 

Радищев Александр Николаевич

РадищевРадищев Александр Николаевич (1749–1802) — русский писатель, философ. Система психологических воззрений Р. изложена в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). В первой части работы давалась монистическая трактовка психического как свойства материального вещества, во второй — обосновывался тезис о бессмертии души. Следуя материалистически понимаемому принципу развития психики («единая материальная лестница»), Радищев утверждал зависимость способностей человека не только от среды, но и от телесной организации. Взгляды Радищева, во многом сближающиеся со взглядами Дидро, занимают важное место в истории развития психологической мысли в России.

Рибо Тэодюль

RibotРибо Тэодюль (1839–1916) — французский психолог. Придавая огромное значение патопсихологическому методу при установлении закономерностей нормальной психики («Болезни памяти», 1881; «Болезни воли», 1883; «Болезни личности», 1885), установил один из законов памяти (закон регрессии памяти Рибо). В работах, посвященных анализу внимания, воображения, эмоциональной памяти, развития общих понятий и др., ориентировался на принципы и методы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах и моторных началах психики, ее социальной природе. Будучи противником метафизики и идеализма, Рибо развил ассоцианистскую концепцию, имевшую материалистическую направленность. Это имело важное значение в эпоху становления психологии как самостоятельной объективной биологической науки. Рибо одним из первых на Западе признал ряд положений рефлекторной теории И. М. Сеченова при объяснении сущности и нейрофизиологических механизмов психической жизни.

Рише Шарль

Рише ШарльРише Шарль (1850–1935) — французский физиолог, психолог, гипнолог. Изучал гипноз, установил три фазы в сомнамбулизме, развивал учение об истероэпилепсии. Применял естественнонаучный метод при изучении простых и сложных познавательных процессов (ощущение, боль, мышление, автоматическое письмо). Основные работы Рише: «Экспериментальные и клинические исследования чувствительности» (1877); «Опыт общей психологии» (1887); «Человек и мышление» ( 1884); «Мышление и человек» (1927). Книга Рише «Ученый» (1923) — одна из первых в области психологии науки.

 

Роджерс Карл Рэнсом

РоджерсРоджерс Карл Рэнсом (1902–1987) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном «Я», а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация свойственной личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психологической дезадаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, «полностью функционирующей» личности — ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я. Разработанная Роджерсом система психотерапии, получившая название индерективной, центрированной на клиенте, призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией, способствуя достижению их соответствия.

Роршах Герман

РоршахРоршах Герман (1884–1984) — шведский психиатр. Изобрел названный его именем тест (проективный), ставший одним из главных средств психодиагностического изучения личности, ее структуры и неосознаваемой мотивации. Тест заключается в интерпретации испытуемым набора чернильных пятен различной конфигурации и цвета, имеющих определенный смысл для диагностики скрытых установок, побуждений, свойств характера («Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии», 1921). Работа Роршаха дала импульс разработке одного из главных направлений в современной психодиагностике, поскольку позволила подойти к рассмотрению личности как целостности, а не совокупности отдельных способностей.

Россолимо Григорий Иванович

РоссолимоРоссолимо Григорий Иванович (1860–1928) — русский невролог и психолог. С целью диагностики индивидуальных психических свойств разработал методику их количественной оценки, дающую целостное представление о личности. Выделил одиннадцать психических процессов, которые в свою очередь разбивались на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы (воображение, мышление). По каждому из этих процессов предлагались задания, в зависимости от выполнения которых оценивалась по определенной шкале «сила» каждого из процессов. Сумма положительных ответов отмечалась соответствующей точкой графика; соединение точек давало «психологический профиль» индивида. Задания варьировались по категориям испытуемых (для детей, взрослых интеллигентных, взрослых неинтеллигентных). Россолимо предложил также формулу перевода профилей с графического языка на математический. Опираясь на эту методику, разрабатывал вопросы о типах психических индивидуальностей, умственной отсталости, диагностики патологических симптомов, относящихся к сфере психики («Психологические профили», 1910).

Рубинштейн Моисей Матвеевич

Рубинштейн Моисей МатвеевичРубинштейн Моисей Матвеевич (1878–1953) — российский психолог, педагог, философ. Разрабатывал концепцию педагогической психологии как научной базы педагогики («Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой», 1913). В трудах Рубинштейна получили развитие проблемы психологии юношеского возраста («Психология, педагогика и гигиена юности», 1926). Личность по Рубинштейну образует единство ее четырех системных свойств: человек — «детище природы», «индивид», «социален», «сочлен культуры». По причинам идеологического характера после 30-го года роль Рубинштейна в развитии психологической науки замалчивалась.