Давид
Юм (1711–1776) — английский психолог и
философ. Заняв последовательно
скептическую позицию, Юм провозгласил
единственным объектом познания опыт,
отбросив рефлексию как источник
познания. Опыт, по Юму, построен из
впечатлений (к которым относятся
ощущения и эмоции) и идей (копий
впечатлений). Впечатления и идеи
разграничиваются по субъективным
признакам живости и силы. При этом идеи (факты
сознания) зависят от впечатлений (других
фактов сознания) и следуют друг за
другом по определенным правилам. В этом
течении идеи, согласно Юму, нет никакой
необходимости. Вера в необходимость —
результат привычки, которая учит, что за
одним феноменом обычно появляется
другой. Согласно его концепции,
ассоциации не продукт причинной связи,
но, напротив, мнение о существовании
такого рода связи — продукт ассоциации.
Юм выделял три вида ассоциации — по
сходству, смежности в пространстве и
времени и причинности. Согласно Юму,
связь дана внутри самих элементов
сознания и не требует никакой реальной
основы. В течении ассоциативных
процессов, не имеющих реальной
причинной связи, исчезали не только
реальные объекты, но и целостная
активная личность, которая превращалась
в калейдоскоп лишенных внутренней связи
состояний, каждое из которых, по Юму,
является причиной самой себя.
|
Карл
Густав Юнг (1875–1961) — швейцарский
психолог, психиатр и психоаналитик,
основатель аналитической психологии.
Защитив в 1902 г. диссертацию «К
психологии и патологии так называемых
оккультных феноменов», организовал в
Цюрихе экспериментальную лабораторию
(1904), в которой разрабатывались методы
психиатрической диагностики, в том
числе методика ассоциативного
эксперимента. В 1903–1904 гг. совместно с Э.
Блейлером, К. А. Абрахамом и др.
заинтересовался психоанализом З.
Фрейда и начал практиковать
психоаналитическую терапию. В 1907 г.
познакомился с З. Фрейдом и основал
общество З. Фрейда в Цюрихе. В 1906–1910 гг.
разработал основы учения о комплексах, в
том числе и «комплексе Электры». Эти
идеи использовались и развивались в
учениях З. Фрейда, А.
Адлера и др.
В 1911 г. появились его серьезные
теоретические разногласия с З. Фрейдом,
особо обострившиеся после выхода книги
«Метаморфозы и символы либидо» (1912), в
которой он отверг сексуальную
интерпретацию либидо З. Фрейдом,
предложил понимание либидо как
психической энергии вообще, выдвинул
концепцию коллективного
бессознательного и архетипов. В 1913 г.
порвал с З. Фрейдом и интенсифицировал
разработку собственных психологических
воззрений, которые составили основу
созданной им аналитической психологии
— одного из наиболее представительных
течений глубинной психологии. В работе «Структуры
бессознательного» (1916) Юнг развил
представление о существовании в психике
человека, наряду с индивидуальным
бессознательным, более глубокого слоя —
коллективного бессознательного,
содержание которого составляют
общечеловеческие первообразы —
архетипы (образ матери-земли, мудрого
старца, героя и др.), среди которых
центральная роль принадлежит архетипу «самости»
— потенциальному ядру личности. Считал,
что они лежат в основе мифологии,
символики сновидений, художественного
творчества и т. д.
В 1921 г. в книге «Психологические типы»
изложил разработанную им типологию
характеров, основанную на критерии
направленности субъекта на внешний или
внутренний мир и доминировании
определенной психической функции (эмоции,
мышления, ощущения, интуиции).
Исследовал обширный круг разнообразных
проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику,
сновидения, фольклор, религии, алхимию,
психические расстройства, культуру и др.
Стремился подкрепить свои
теоретические изыскания эмпирическими
исследованиями. Значительное внимание
уделял разработке концепции личности, в
т. ч. вопросам ее становления, структуры
и самореализации, понимание которых
частично изложил в работах «Отношение
между Я и бессознательным» (1928), «Об
энергетике души» (1928), «Проблемы души
нашего времени» (1931) и др.
Активно занимался психотерапевтической
практикой. В качестве основной задачи
психотерапии выдвигал восстановление
нарушенных связей между различными
уровнями и системами психики.
В качестве основного содержания
психической жизни человека принимал
процесс «индивидуации» — стремление
личности к полному воплощению своих
возможностей. Считал, что его
аналитическая психология может быть
понята как учение, психотерапия и
своеобразный «путь освобождения людей».
Опубликовал ряд книг по различным
проблемам психологии: «Психология и
религия» (1940), «О психологии
бессознательного» (1943), «Психология и
алхимия» (1944), «Психология и воспитание»
(1946) и др.
|