Занков
Леонид Владимирович
|
Занков Леонид Владимирович (1901–1977)
— российский психолог, дефектолог,
педагог. Занимался исследованием детей
с задержкой умственного развития, одним из первых
стал употреблять этот термин по
отношению к детям, которых было принято
называть «умственно отсталыми»,
подчеркивая тем самым качественное
отличие их психического развития.
Считал, что обучение во вспомогательной
школе не должно быть цензовым, то есть
приравниваться к классам обычной школы.
Занков — ученик и последователь Л.
С. Выготского, в соответствии с его
взглядами рассматривал проблему
взаимоотношений обучения и развития. Им
разрабатывалась система начального
обучения, направленная на повышение
качества усвоения знаний и
разностороннее развитие ребенка.
Ведущий принцип обучения во
вспомогательной школе, согласно Занкову,
— повышение удельного веса словесных
средств по сравнению с наглядными по
мере продвижения из класса в класс. Во
время Великой Отечественной войны
занимался проблемами восстановления
функций у раненых. В 40-е гг. изучал
проблемы психологии памяти, исследовал
соотношение непосредственного и
опосредствованного запоминания.
|
Запорожец
Александр Васильевич
|
Запорожец Александр Васильевич
(1905–1981) — российский (советский)
психолог. Разрабатывая основы
общепсихологической теории
деятельности в онтогенетическом
аспекте, раскрыл роль практических
действий в генезисе познавательных
процессов (восприятии, мышлении и др.);
выдвинул теорию перцептивных действий,
на основе которой впоследствии была
разработана система сенсорного
воспитания. Занимаясь исследованием
произвольных действий ребенка,
Запорожец выявил значение
ориентировочной деятельности в
регулировании поведения. Представление
Запорожца о действии легло в основу
разработанного (совместно с А.
Н. Леонтьевым) методов восстановления
двигательных функций после ранения. В
последние годы жизни Запопрожец
разработал теорию эмоций, как особого
звена смысловой регуляции деятельности.
|
Зейгарник
Блюма Вульфовна
|
Зейгарник Блюма Вульфовна (1900–1988)
— российский (советский) психолог.
Работая в школе К. Левина, выявила
зависимость продуктивности запоминания
от динамики потребностей субъекта («завершенности»
действий), получившую известность в
психологии как «эффект Зейгарник». В
дальнейшем, развивая
общепсихологические идеи культурно-исторической
теории применительно к исследованию
проблем патологии психических
процессов (восприятия, памяти, мышления,
речи и т. д.), Зейгарник выступила
основателем патопсихологии как особой
отрасли психологической науки («Патопсихология»,
1976). В последние годы жизни занималась
разработкой общепсихологических
проблем личности.
|
Зельц
Отто
|
Зельц Отто (1881–1944) — немецкий
психолог, последователь Вюрцбургской
школы. В экспериментальных
исследованиях репродуктивного и
продуктивного мышления раскрыл
детерминацию мыслительных процессов
структурой решаемой задачи,
представленной в виде особого «проблемного
комплекса» с элементом незавершенности,
преодоление к-рой и составляет
результат решения. Выработка «антиципирующей
схемы» результата организует процесс мышления
путем актуализации определенной
системы интеллектуальных операций (дополнение комплекса,
абстракция и репродукция сходства) как
реализующих известные методы решения,
так и ведущих к открытию новых.
Трактовка мышления как процесса
воссоздания целостности структуры
проблемной ситуации оказала влияние на
изучение мышления в гештальтпсихологии,
а также на целый ряд исследований
механизмов творческого мышления («Законы
продуктивной и репродуктивной духовной
деятельности», 1924).
|
Зинченко
Петр Иванович
|
Зинченко Петр Иванович (1903–1969) —
украинский психолог, автор работ по
психологии памяти, трактуемой им с
позиции деятельностного подхода («О
забывании и воспроизведении школьных
знаний», 1939). На этой основе исследовал
проблемы непроизвольного запоминания,
продемонстрировав зависимость его
эффективности от места запоминаемых
объектов в структуре деятельности (их
связи с мотивами, целями, способом
осуществления деятельности), а также от
способов смысловой обработки
запоминаемого материала. Выступая
против абсолютизации разграничения
непроизвольной и произвольной памяти,
обосновал общность их функциональных
механизмов («Непроизвольное
запоминание», 1961).
|