Биографии известных психологов. З

З

Занков Леонид Владимирович

Запорожец Александер Васильевич

Зейгарник Блюма Вульфовна

Зельц Отто

Зинченко Пётр Иванович

 

Занков Леонид Владимирович

ЗанковЗанков Леонид Владимирович (1901–1977) — российский психолог, дефектолог, педагог. Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития, одним из первых стал употреблять этот термин по отношению к детям, которых было принято называть «умственно отсталыми», подчеркивая тем самым качественное отличие их психического развития. Считал, что обучение во вспомогательной школе не должно быть цензовым, то есть приравниваться к классам обычной школы. Занков — ученик и последователь Л. С. Выготского, в соответствии с его взглядами рассматривал проблему взаимоотношений обучения и развития. Им разрабатывалась система начального обучения, направленная на повышение качества усвоения знаний и разностороннее развитие ребенка. Ведущий принцип обучения во вспомогательной школе, согласно Занкову, — повышение удельного веса словесных средств по сравнению с наглядными по мере продвижения из класса в класс. Во время Великой Отечественной войны занимался проблемами восстановления функций у раненых. В 40-е гг. изучал проблемы психологии памяти, исследовал соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания.

Запорожец Александр Васильевич

ЗапорожецЗапорожец Александр Васильевич (1905–1981) — российский (советский) психолог. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в онтогенетическом аспекте, раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов (восприятии, мышлении и др.); выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. Представление Запорожца о действии легло в основу разработанного (совместно с А. Н. Леонтьевым) методов восстановления двигательных функций после ранения. В последние годы жизни Запопрожец разработал теорию эмоций, как особого звена смысловой регуляции деятельности.

Зейгарник Блюма Вульфовна

ЗейгарникЗейгарник Блюма Вульфовна (1900–1988) — российский (советский) психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект Зейгарник». В дальнейшем, развивая общепсихологические идеи культурно-исторической теории применительно к исследованию проблем патологии психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи и т. д.), Зейгарник выступила основателем патопсихологии как особой отрасли психологической науки («Патопсихология», 1976). В последние годы жизни занималась разработкой общепсихологических проблем личности.

Зельц Отто

Отто ЗельцЗельц Отто (1881–1944) — немецкий психолог, последователь Вюрцбургской школы. В экспериментальных исследованиях репродуктивного и продуктивного мышления раскрыл детерминацию мыслительных процессов структурой решаемой задачи, представленной в виде особого «проблемного комплекса» с элементом незавершенности, преодоление к-рой и составляет результат решения. Выработка «антиципирующей схемы» результата организует процесс мышления путем актуализации определенной системы интеллектуальных операций (дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства) как реализующих известные методы решения, так и ведущих к открытию новых. Трактовка мышления как процесса воссоздания целостности структуры проблемной ситуации оказала влияние на изучение мышления в гештальтпсихологии, а также на целый ряд исследований механизмов творческого мышления («Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности», 1924).

Зинченко Петр Иванович

ЗинченкоЗинченко Петр Иванович (1903–1969) — украинский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода («О забывании и воспроизведении школьных знаний», 1939). На этой основе исследовал проблемы непроизвольного запоминания, продемонстрировав зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (их связи с мотивами, целями, способом осуществления деятельности), а также от способов смысловой обработки запоминаемого материала. Выступая против абсолютизации разграничения непроизвольной и произвольной памяти, обосновал общность их функциональных механизмов («Непроизвольное запоминание», 1961).