Содержание
Методическое приложение к учебнику Методические указания студентам Методические указания преподавателям Требования к уровню подготовки студентов Темы рефератов, проектных заданий и контрольные вопросы Литература и электронные ресурсы
|
|
Дополнительная информация: "Методические указания студентам" СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Компьютерная зависимость как следствие информатизации современного общества. Цель занятия: проследить историю изучения компьютерной зависимости, выявить симптомы этих феноменов, стадии и методы изучения, факторы, способствующие компьютерной зависимости. Основные понятия: компьютерная зависимость, симптомы, стадии и виды компьютерной зависимости, патология, психическое развитие. План занятия1. Подходы к определению компьютерной зависимости, её критерии. 2. Симптомы, стадии и виды компьютерной зависимости. 3. Факторы, способствующие развитию компьютерной зависимости. 4. Норма и патология в использовании компьютерных технологий. 5. Уязвимость психики подростка при формировании компьютерной зависимости. Вопросы для обсужденияКак соотносятся понятия компьютерная и интернет-зависимости? Какие симптомы говорят о наличии компьютерной и интернет-зависимости? Какие факторы способствуют развитию компьютерной зависимости? В каком возрастной периоде психика ребёнка наиболее уязвима при возникновении компьютерной зависимости? Почему? Как справиться с компьютерной зависимостью у детей? Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Предмет и задачи практической психологии образования. Деятельность и личность практического психолога. Цель занятия: определить предмет и задачи практической психологии образования, познакомить студентов с основными особенностями работы школьного психолога. Основные понятия: практическая психология образования, психологическая служба в школе, психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, консультирование, психологическое просвещение. План занятия1. Практическая психология как отрасль психологической науки. Предмет, задачи и цель психологической службы в школе.
2. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом. 3. Кабинет психолога и организация рабочего места. 4. Принципы деятельности практического психолога. 5. Практический психолог как профессионал и как личность. Вопросы для обсужденияВ чём заключаются основные задачи практической психологии образования как отрасли психологической науки? Какими принципами руководствуется психолог в своей практической деятельности? Какое место занимают компьютерные технологии в организации рабочего места практического психолога образования? Какими основными личностными качествами должен обладать практический психолог? Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Использование компьютера в психодиагностической работе психолога. Цель занятия: познакомить студентов с методами психологической диагностики, изучить специфику компьютерной психодиагностики, выявить положительные и отрицательные особенности компьютерной психодиагностики, освоить навыки проведения диагностики с использованием современных технологий и компьютерных методик. Основные понятия: метод, компьютерные методики, компьютерные технологии, тест, эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, познавательные процессы, личность, ввод данных, обработка результатов. План занятия1. Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. 2. Требования к построению и проверке психодиагностических методик. 3. Техника безопасности и охрана здоровья при проведении компьютерного тестирования. 4. Особенности проведения компьютерного тестирования. 5. Положительное и отрицательное в диагностике с помощью компьютера. 6. Ознакомление с компьютерными диагностическими методиками (исследование познавательных процессов и личности школьников). Необходимое материальное обеспечение: компьютер, компьютерные программы для диагностики свойств нервной системы, познавательных процессов, особенностей личности (Тест Айзенка, Люшера, MMPI, определение риска появления стресса, тесты Равенна, Спилбергера, Лири и др.). Вопросы для обсужденияПочему тестирование относят к одному из основных методов психодиагностики? Что такое валидность теста? Какие две основные сферы человеческой психики обычно исследует психолог? В чём состоят положительные и отрицательные особенности компьютерной психодиагностики? Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Электронные ресурсы
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. Компьютерные технологии и психокоррекционная работа психолога Цель занятия: исследовать понятия «коррекция» и «развитие», проанализировать возможности коррекционной и развивающей работы практического психолога в школе с использованием компьютера, изучить комплекс компьютерных развивающих игр для детей разных возрастных групп. Основные понятия: коррекция, психическое развитие, мотивация, интересы, межличностные отношения, познавательная сфера, компьютерная развивающая программа. План занятия1. Понятия «коррекция» и «развитие» в деятельности психолога. 2. Возможности развивающей работы школьного психолога с использованием компьютера. 3. Коррекция познавательной сферы, межличностных отношений. 4. Коррекция личности, профессиональных интересов и склонностей. 5. Коррекция мотивации учения и учебной деятельности. 6. Компьютерные развивающие программы для детей разных возрастных групп. Вопросы для обсужденияВ чём заключается связь между диагностикой и коррекцией как видами деятельности практического психолога? Какие существуют основные формы психологической коррекции? В чём ограничен школьный психолог в отношении развития психики детей с использованием компьютера? Какие психологические особенности обычно требуют коррекции в младшем школьном, в подростковом и в юношеском возрасте? В чём заключаются трудности при создании компьютерных развивающих программ для детей разных возрастных групп? Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Электронные ресурсы
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Восприятие как познавательный процесс и его влияние на эффективность педагогических программных средств. Цель занятия: систематизировать знания о восприятии как познавательном процессе, познакомить студентов с основными принципами построения педагогических программных средств с учётом особенностей человеческого восприятия. Основные понятия: когнитивные процессы, восприятие, педагогические программные средства. План занятия1. Психологическая характеристика восприятия. Особенности, свойства и иллюзии восприятия. 2. Наглядность как совокупность воздействий на органы чувств обучаемого. 3. Принципы построения визуальных средств обучения с учётом особенностей человеческого восприятия. 4. Эффективное представление текста и других материалов на экране монитора. Вопросы для обсужденияВ чём состоят особенности восприятия как познавательного процесса? Что такое наглядность в образовательном процессе? Какие существуют принципы построения ППС с учётом человеческого восприятия? Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. Психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств. Цель занятия: выявить психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств. Основные понятия: педагогическое программное средство, программированное обучение, линейная, разветвлённая и смешанная программы, алгоритмизированное обучение. План занятия1. Психологические основы программированного обучения. 2. Идеи психологической теории бихевиоризма в программированном обучении (Б.Скиннер). 3. Структура педагогических программных средств: линейная, разветвлённая и смешанная программы. 4. Теория алгоритмизированного обучения (Л.Н. Ланда). 5. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Вопросы для обсужденияВ чём состоят основные принципы программированного обучения? Чем отличается алгоритмизированное от программированного обучения? Какие типы программ существуют? В чём суть теории поэтапного формирования умственных действий? Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
|