Содержание
Методическое приложение к учебнику Методические указания студентам Методические указания преподавателям Требования к уровню подготовки студентов Темы рефератов, проектных заданий и контрольные вопросы Литература и электронные ресурсы
|
|
Дополнительная информация: "Методические указания преподавателям" Занятие 1. Компьютерная зависимость как следствие информатизации современного общества.Основные понятия: компьютерная зависимость, симптомы, стадии и виды компьютерной зависимости, патология, психическое развитие. Метод обучения: групповая дискуссия. Вопросы для обсуждения:
Основные элементы дискуссии: 1. Определить цель: научить разграничивать понятия «компьютерная зависимость» и «Интернет-зависимость». 2. Определить задачи дискуссии: - научить студентов правильно и корректно строить вопросы; - уважать мнение своего оппонента; - овладеть навыками сравнивать две полярные точки зрения; - делать выводы. 3. Задать один из предложенных вопросов. 4. Следить за ходом дискуссии. 5. Подвести итоги.
Занятие 2. Предмет и задачи практической психологии образования. Деятельность и личность практического психолога. Основные понятия: практическая психология образования, психологическая служба в школе, психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, консультирование, психологическое просвещение. Метод обучения: метод демонстраций (демонстрация кинофильмов или фотографий о работе школьного психолога). При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; б) наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и только в соответствующий момент урока; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; г) необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Деятельность преподавателя: 1. Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или студенты. 2. Подведение итогов. Деятельность студентов:
Занятие 3. Использование компьютера в психодиагностической работе психолога. Основные понятия: метод, компьютерные методики, компьютерные технологии, тест, эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, познавательные процессы, личность, ввод данных, обработка результатов. Метод обучения: исследовательский метод. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: а) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; б) знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов, средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; в) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; г) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Примерные варианты проблем: 1. Компьютерная диагностика младших школьников. 2. Компьютерная диагностика подростков и старшеклассников. 3. Компьютерная диагностика познавательных процессов. 4. Компьютерная диагностика личностной сферы. Деятельность преподавателя: 1. Предъявление обучаемым новой для них проблемы. 2. Разработка и постановка исследовательских заданий. 3. Контроль за их выполнением. Деятельность студентов: 1. Освоение приёмов самостоятельной постановки проблем. 2. Нахождение способов их решения.
Занятие 4. Компьютерные технологии и психокоррекционная работа психолога. Основные понятия: коррекция, психическое развитие, мотивация, интересы, межличностные отношения, познавательная сфера, компьютерная развивающая программа. Метод обучения: дидактическая игра. Элементы игры: · моделируемый объект учебной деятельности; · совместная деятельность участников игры; · правила игры; · принятие решения в изменяющихся условиях; · эффективность применяемого решения. Этапы игры: · подготовка к самостоятельным занятиям; · постановка главной задачи; · выбор имитационной модели объекта; · решение задачи на ее основе; · проверка, коррекция; · реализация принятого решения; · оценка его результатов; · анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом; · обратная связь по замкнутому циклу.
Занятие 5. Восприятие как познавательный процесс и его влияние на эффективность педагогических программных средств. Основные понятия: когнитивные процессы. восприятие, педагогические программные средства. Метод обучения: частично поисковый. Оборудование: компьютеры, подключенные к Интернету. Деятельность преподавателя: 1. Преподаватель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью Интернета. 2. Преподаватель заранее может подготовить список сайтов, освещающих вопрос о восприятии как психологическом процессе и его влиянии на эффективность педагогических программных средств. Деятельность студентов: 1. Знания не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно. 2. Учащиеся под руководством преподавателя или самостоятельно находят информацию об особенностях восприятия. 3. Самостоятельно рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Занятие 6. Психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств. Основные понятия: педагогическое программное средство, программированное обучение, линейная, разветвлённая и смешанная программы, алгоритмизированное обучение. Метод обучения: проектировочное обучение. Критерии проектов: . Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы. . Объём и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, его материальное воплощение. . Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии. . Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; своеобразие материального воплощения и представления проекта. . Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий. . Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность. Деятельность педагога и студентов.
|