Содержание

Теоретическая часть

Практическая часть

Итоговый тест

 

 

Методическое

приложение к учебнику

    Список основных понятий курса

    Методические указания студентам

    Методические указания преподавателям

    Требования к уровню подготовки студентов

    Темы рефератов, проектных заданий и контрольные вопросы

    Литература и электронные ресурсы

Для открытия следующих страниц необходимо нажать левой кнопкой мыши на подчёркнутых словах!

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация:

"Методические указания преподавателям"

 

Занятие 1. Компьютерная зависимость как следствие информатизации современного общества.

Основные понятия: компьютерная зависимость, симптомы, стадии и виды компьютерной зависимости, патология, психическое развитие.

Метод обучения: групповая дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как соотносятся понятия компьютерная и интернет-зависимости?

  2. Какие симптомы говорят о наличии компьютерной зависимости?

  3. Какие факторы способствуют развитию компьютерной зависимости?

  4. В каком возрастной периоде психика ребёнка наиболее уязвима при возникновении компьютерной зависимости? Почему?

  5. Как справиться с компьютерной зависимостью у детей?

Основные элементы дискуссии:

1.     Определить цель: научить разграничивать понятия «компьютерная зависимость» и «Интернет-зависимость».

2.     Определить задачи дискуссии:

- научить студентов правильно и корректно строить вопросы;

- уважать мнение своего оппонента;

- овладеть навыками сравнивать две полярные точки зрения;

- делать выводы.

3.     Задать один из предложенных вопросов.

4.     Следить за ходом дискуссии.

5.     Подвести итоги.

 

Занятие 2.  Предмет и задачи практической психологии образования.

Деятельность и личность практического психолога.

Основные понятия: практическая психология образования, психологическая служба в школе, психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, консультирование, психологическое просвещение.

Метод обучения: метод демонстраций (демонстрация кинофильмов или фотографий о работе школьного психолога).

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая  наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Деятельность преподавателя:

1.      Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или студенты.

2.      Подведение итогов.

Деятельность студентов:

  1. Наблюдение за демонстрацией, которую проводит преподаватель или обучаемые.
  2. Осмысление полученных данных.
  3. Выполнение различных записей, схем.
  4. Обсуждение увиденного.

 

Занятие 3. Использование компьютера в психодиагностической работе психолога.

Основные понятия: метод, компьютерные методики, компьютерные технологии, тест, эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, познавательные процессы, личность, ввод данных, обработка результатов.

Метод обучения: исследовательский метод.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

а) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

б) знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов, средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

в) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

г) учебный процесс характеризуется высокой  интенсивностью, учение сопровождается   повышенным   интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Примерные варианты проблем:

1.    Компьютерная диагностика младших школьников.

2.    Компьютерная диагностика подростков и старшеклассников.

3.    Компьютерная диагностика познавательных процессов.

4.    Компьютерная диагностика личностной сферы.

Деятельность преподавателя:

1.      Предъявление обучаемым новой для них проблемы.

2.      Разработка и постановка исследовательских заданий.

3.      Контроль за их выполнением.

Деятельность студентов:

1.    Освоение приёмов самостоятельной постановки проблем.

2.    Нахождение способов их решения.

 

Занятие 4. Компьютерные технологии и психокоррекционная работа психолога.

Основные понятия: коррекция, психическое развитие, мотивация, интересы, межличностные отношения, познавательная сфера, компьютерная развивающая программа.

Метод обучения: дидактическая игра.

Элементы игры:

·        моделируемый объект учебной деятельности;

·        совместная деятельность участников игры;

·        правила игры;

·        принятие решения в изменяющихся условиях;

·        эффективность применяемого решения.

Этапы игры:

·        подготовка к самостоятельным занятиям;

·        постановка главной задачи;

·        выбор имитационной модели объекта;

·        решение задачи на ее основе;

·        проверка, коррекция;

·        реализация принятого решения;

·        оценка его результатов;

·        анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;

·        обратная связь по замкнутому циклу.

 

Занятие 5. Восприятие как познавательный процесс и его влияние на эффективность педагогических программных средств.

Основные понятия: когнитивные процессы. восприятие, педагогические программные средства.

Метод обучения: частично поисковый.

Оборудование: компьютеры, подключенные к Интернету.

Деятельность преподавателя:

1.      Преподаватель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью Интернета.

2.      Преподаватель заранее может подготовить список сайтов, освещающих вопрос о восприятии как психологическом процессе и его влиянии на эффективность педагогических программных средств.

Деятельность студентов:

1.      Знания не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно.

2.      Учащиеся под руководством преподавателя или самостоятельно находят информацию об особенностях восприятия.

3.      Самостоятельно рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

 

Занятие 6. Психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств.

Основные понятия: педагогическое программное средство, программированное обучение, линейная, разветвлённая  и смешанная программы, алгоритмизированное обучение.

Метод обучения: проектировочное обучение.

Критерии проектов:

.             Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

.              Объём и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, его материальное воплощение.

.               Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.

.           Уровень творчества, оригинальность темы,  подходов,  найденных решений, предлагаемых аргументов; своеобразие материального воплощения и представления проекта.

.            Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

.             Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

Деятельность педагога и студентов.

Организационно-подготовительный этап

Поиск проблемы

 

Учащиеся слушают педагога, анализируют услышанное.

Преподаватель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.

Осознание проблемной области

 

Учащиеся из предложенных педагогом проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них.

Учитель выступает в роли консультанта.

Выявление

конкретной

потребности. Первое

мини-исследование

Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники), студенты исследуют потребности школы, изучают интеллектуальные и материальные возможности использования компьютера в образовательном процессе.

Педагог — наблюдатель, консультант, советчик.

Определение конкретной задачи и ее формулировка

Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.

Преподаватель помогает уточнить формулировки.

Установление основных параметров и ограничений

Учащиеся определяют основные параметры.

Педагог делает уточнения.

Выявление традиций, истории, тенденций. Второе мини-исследование

Учащиеся изучают историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи. Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь

Построение "звездочки обдумывания".

Третье мини-исследование

Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения

Выработка идей, вариантов, альтернатив. Четвертое мини-исследование

Учащиеся на листе бумаги "набрасывают" возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов.

Педагог уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу.

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Пятое мини-исследование

Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Преподаватель контролирует, уточняет, оказывает помощь.

Разработка технологического проекта

Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля, педагог наблюдает, консультирует, обобщает

Контроль качества

 

Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта. Учитель проверяет, обобщает результаты.

Технологический этап

Выполнение технологических операций

Учащиеся подбирают осуществляют самоконтроль своей деятельности; вносят изменения, корректируют последовательность операций; соблюдают дисциплину. Преподаватель наблюдает, контролирует, консультирует, оказывает помощь.

Обобщающий этап

Коррекция

Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты. Учитель анализирует, советует

Контроль, испытание

Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров, педагог наблюдает, консультирует

Оформление

Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями. Преподаватель консультирует, помогает

Самооценка

Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы использования проекта, педагог наблюдает, консультирует

Защита проекта

Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы. Учитель слушает, участвует в оценке проекта