
Дополнительная информация:
"Методические указания
преподавателям"
Занятие 1. Компьютерная
зависимость как следствие информатизации современного общества.
Основные понятия: компьютерная зависимость, симптомы, стадии
и виды компьютерной зависимости, патология, психическое развитие.
Метод обучения: групповая дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
-
Как соотносятся понятия компьютерная и
интернет-зависимости?
-
Какие симптомы говорят о наличии компьютерной зависимости?
-
Какие факторы
способствуют развитию компьютерной зависимости?
-
В каком возрастной
периоде психика ребёнка наиболее уязвима при возникновении компьютерной
зависимости? Почему?
-
Как справиться с
компьютерной зависимостью у детей?
Основные элементы дискуссии:
1.
Определить цель: научить разграничивать понятия «компьютерная зависимость» и
«Интернет-зависимость».
2.
Определить задачи дискуссии:
-
научить студентов правильно и корректно строить вопросы;
-
уважать мнение своего оппонента;
-
овладеть навыками сравнивать две полярные точки зрения;
-
делать выводы.
3. Задать
один из предложенных вопросов.
4. Следить
за ходом дискуссии.
5. Подвести
итоги.

Занятие 2. Предмет и задачи практической психологии
образования.
Деятельность и личность практического психолога.
Основные понятия: практическая психология образования, психологическая
служба в школе, психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика,
консультирование, психологическое просвещение.
Метод обучения: метод демонстраций (демонстрация кинофильмов или
фотографий о работе школьного психолога).
При
использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность
должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна
использоваться в меру и показывать её следует постепенно и только в
соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть
организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть
демонстрируемый предмет;
г) необходимо чётко выделять
главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать
пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая
наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников
к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном
устройстве.
Деятельность преподавателя:
1.
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных
данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам
преподаватель или студенты.
2.
Подведение итогов.
Деятельность студентов:
- Наблюдение за
демонстрацией, которую проводит преподаватель или обучаемые.
- Осмысление полученных
данных.
- Выполнение различных
записей, схем.
- Обсуждение увиденного.

Занятие 3. Использование компьютера в
психодиагностической работе психолога.
Основные понятия: метод, компьютерные методики, компьютерные технологии,
тест, эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа,
анкетирование, познавательные процессы, личность, ввод данных, обработка
результатов.
Метод обучения: исследовательский метод.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
а) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой
посвящается отрезок учебного времени;
б) знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в
процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов
получаемых ответов, средства для достижения результата также определяют сами
учащиеся;
в) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения
проблемных задач;
г) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение
сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются
глубиной, прочностью, действенностью.
Примерные варианты проблем:
1.
Компьютерная диагностика младших школьников.
2.
Компьютерная диагностика подростков и старшеклассников.
3.
Компьютерная диагностика познавательных процессов.
4.
Компьютерная диагностика личностной сферы.
Деятельность преподавателя:
1.
Предъявление обучаемым новой для них проблемы.
2.
Разработка и постановка исследовательских заданий.
3. Контроль
за их выполнением.
Деятельность студентов:
1. Освоение
приёмов самостоятельной постановки проблем.
2. Нахождение
способов их решения.

Занятие 4. Компьютерные технологии и
психокоррекционная работа психолога.
Основные понятия: коррекция, психическое развитие, мотивация, интересы,
межличностные отношения, познавательная сфера, компьютерная развивающая
программа.
Метод обучения: дидактическая игра.
Элементы игры:
·
моделируемый объект учебной деятельности;
·
совместная деятельность участников игры;
·
правила игры;
·
принятие решения в изменяющихся условиях;
·
эффективность применяемого решения.
Этапы игры:
·
подготовка к самостоятельным занятиям;
·
постановка главной задачи;
·
выбор имитационной модели объекта;
·
решение задачи на ее основе;
·
проверка, коррекция;
·
реализация принятого решения;
·
оценка его результатов;
·
анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
·
обратная связь по замкнутому циклу.

Занятие 5. Восприятие как познавательный процесс и
его влияние на эффективность педагогических программных средств.
Основные понятия: когнитивные процессы. восприятие, педагогические
программные средства.
Метод обучения: частично поисковый.
Оборудование: компьютеры, подключенные к Интернету.
Деятельность преподавателя:
1.
Преподаватель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых
знаний с помощью Интернета.
2.
Преподаватель заранее может подготовить список сайтов, освещающих вопрос о
восприятии как психологическом процессе и его влиянии на эффективность
педагогических программных средств.
Деятельность студентов:
1. Знания
не предлагаются в «готовом» виде, их
нужно добывать самостоятельно.
2. Учащиеся
под руководством преподавателя или самостоятельно находят информацию об
особенностях восприятия.
3.
Самостоятельно рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы,
в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Занятие 6. Психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств.
Основные понятия: педагогическое программное средство, программированное
обучение, линейная, разветвлённая и смешанная программы,
алгоритмизированное обучение.
Метод обучения: проектировочное обучение.
Критерии проектов:
.
Аргументированность
выбора темы,
практическая направленность проекта и
значимость выполненной работы.
.
Объём и полнота
разработок, выполнение принятых этапов проектирования,
самостоятельность, законченность, подготовленность к
восприятию проекта другими
людьми, его материальное воплощение.
.
Аргументированность
предлагаемых решений,
подходов, выводов, полнота библиографии.
.
Уровень творчества,
оригинальность темы,
подходов, найденных решений,
предлагаемых аргументов;
своеобразие материального
воплощения и представления
проекта.
.
Качество
пояснительной записки:
оформление, соответствие стандартным
требованиям, рубрикация и
структура текста, качество эскизов,
схем, рисунков; качество и полнота
рецензий.
.
Качество изделия, соответствие стандартам,
оригинальность.
Деятельность педагога и студентов.
Организационно-подготовительный этап |
Поиск проблемы
|
Учащиеся слушают педагога, анализируют услышанное.
Преподаватель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов,
раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии
оценивания. |
Осознание проблемной области
|
Учащиеся из предложенных педагогом проблем выбирают одну, наиболее
актуальную для них.
Учитель выступает в роли консультанта. |
Выявление
конкретной
потребности. Первое
мини-исследование |
Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк
данных и предложений, книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию,
справочники), студенты исследуют потребности школы, изучают
интеллектуальные и материальные возможности использования компьютера
в образовательном процессе.
Педагог — наблюдатель, консультант, советчик. |
Определение конкретной задачи и ее формулировка |
Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему
проекта.
Преподаватель помогает уточнить формулировки. |
Установление основных параметров и ограничений |
Учащиеся определяют основные параметры.
Педагог делает уточнения. |
Выявление традиций, истории, тенденций. Второе мини-исследование |
Учащиеся изучают историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят,
генерируют идеи. Учитель помогает подобрать необходимую литературу,
оказывает помощь |
Построение "звездочки обдумывания".
Третье мини-исследование |
Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для
решения |
Выработка идей, вариантов, альтернатив. Четвертое мини-исследование |
Учащиеся на листе бумаги "набрасывают" возникшие идеи, записывают их
в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов.
Педагог уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу. |
Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Пятое
мини-исследование |
Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение,
разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Преподаватель
контролирует, уточняет, оказывает помощь. |
Разработка технологического проекта |
Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, определяют
режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля, педагог
наблюдает, консультирует, обобщает |
Контроль качества
|
Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого
проекта. Учитель проверяет, обобщает результаты. |
Технологический
этап |
Выполнение
технологических операций |
Учащиеся подбирают осуществляют
самоконтроль своей
деятельности; вносят изменения,
корректируют последовательность операций; соблюдают дисциплину.
Преподаватель наблюдает, контролирует, консультирует, оказывает
помощь. |
Обобщающий этап |
Коррекция |
Учащиеся сравнивают выполненный
проект с задуманным, устраняют недочеты.
Учитель анализирует,
советует |
Контроль, испытание |
Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров,
педагог наблюдает,
консультирует |
Оформление |
Учащиеся оформляют проект в
соответствии с установленными требованиями. Преподаватель
консультирует, помогает |
Самооценка |
Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают
результаты и перспективы
использования проекта,
педагог наблюдает, консультирует |
Защита проекта |
Учащиеся готовят и делают доклады,
иллюстрации, отвечают на вопросы.
Учитель слушает, участвует в
оценке проекта |
 |