Тема 1. Предмет и методы психологии. Теория. Вопрос 3.

Тема 1. Предмет и методы психологии

Теория

План

1. Понятие о предмете психологии

2. Особенности психологии как науки

3. Связь психологии с другими науками

4. Отрасли психологии

5. Методы психологии

 

Вопрос №3. Связь психологии с другими науками

Психология как наука всегда была тесно связана с философией, естествознанием, особенно с физиологией. Долгое время она развивалась сначала в рамках философии - усваивая её познавательные схемы, а затем естествознания - приобретая естественно-научный облик. 

Сегодня философия остается для психологии образцом методологии. Философия ставит перед психологией общие проблемы и определяет принципы их решения. В то время, как психология занимается их конкретным изучением. Такую же роль совсем недавно отводили и физиологии, чьи процессы являлись основанием для изучения психики. Сегодня можно говорить о том, что психология должна выступать в качестве основы протекания физиологических процессов. Без серьезных знаний психологии сегодня невозможно представить себе медиков, педагогов, экономистов и т.д.

Именно упрочение связи с естествознанием способствовало превращению психологии в самостоятельную науку. Это связано с внедрением в психологию эксперимента (Фехнер Г.), идей И.М. Сеченова о естественном существовании психических функций. Работы Ч. Дарвина позволили выявить роль психики в процессе приспособления животных к изменяющимся условиям среды.

О связи психологии с педагогикой писали уже давно. Раньше задачей психологии считалось психологическое обоснование уже сложившихся педагогических приёмов и положений, их усовершенствование. К.Д. Ушинский психологию рассматривал как методологию для педагогики. На основе знаний о развитии психики строились педагогические технологии. Именно такой характер носят методы развивающего обучения (Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.).