Тема 1. Предмет и методы психологии
Теория
План
1. Понятие о предмете психологии 2. Особенности психологии как науки 3. Связь психологии с другими науками
Вопрос №3. Связь психологии с другими науками Психология как наука всегда была тесно связана с философией, естествознанием, особенно с физиологией. Долгое время она развивалась сначала в рамках философии - усваивая её познавательные схемы, а затем естествознания - приобретая естественно-научный облик. Сегодня
философия остается для психологии
образцом методологии. Философия ставит
перед психологией общие проблемы и
определяет принципы их решения. В то
время, как психология занимается их
конкретным изучением. Такую же роль
совсем недавно отводили и физиологии,
чьи процессы являлись основанием для
изучения психики. Сегодня можно
говорить о том, что психология должна
выступать в качестве основы протекания
физиологических процессов. Без
серьезных знаний психологии сегодня
невозможно представить себе медиков,
педагогов, экономистов и т.д. Именно
упрочение связи с естествознанием
способствовало превращению психологии
в самостоятельную науку. Это связано с
внедрением в психологию эксперимента (Фехнер
Г.), идей И.М. Сеченова о естественном
существовании психических функций.
Работы Ч. Дарвина позволили выявить роль
психики в процессе приспособления
животных к изменяющимся условиям среды. О
связи психологии с педагогикой писали
уже давно. Раньше задачей психологии
считалось психологическое обоснование
уже сложившихся педагогических приёмов
и положений, их усовершенствование. К.Д.
Ушинский психологию рассматривал как
методологию для педагогики. На основе
знаний о развитии психики строились
педагогические технологии. Именно такой
характер носят методы развивающего
обучения (Занков Л.В., Эльконин Д.Б.,
Давыдов В.В.) |