Тема 1. Предмет и методы психологии
Теория
План
1. Понятие о предмете психологии 2. Особенности психологии как науки 3. Связь психологии с другими науками
Вопрос №4. Отрасли психологии Структуру большинства
современных наук можно представить
себе в виде дерева. Ствол составляют
знания, раскрывающие основные понятия
этой науки и выявляемые ею
закономерности, а множество
ответвлений - отдельные её разделы,
применительно к отдельным вопросам,
отдельным областям деятельности и т.п.
Дерево современной
психологии очень разветвлено. Стволом
её является общая психология. Этот
раздел психологии изучает и описывает
наиболее общие психологические
закономерности, основные понятия
психологии, обосновывает и определяет
ее методический аппарат. О6щая психология - это фундамент всех
остальных её отраслей. Сегодня их очень много. Укажем некоторые из них. Дифференциальная психология
изучает индивидуально-психологические
различия между людьми. Исследуются
различия как между конкретными
индивидами, так и между определенными
группами (например, между мужчинами и
женщинами, представителями разных
профессий, разных социальных,
национальных, этнических групп), выявляются
предпосылки и причины этих различий. На
основе наиболее часто встречающихся
признаков строятся определённые
типологии. Знания, получаемые в этой
отрасли, важны для многих областей
практики. Медицинская психология
изучает психологические закономерности,
связанные с возникновением и течением
болезни, исследует влияние заболеваний
на психику человека, психических
факторов на физическое, соматическое
состояние человека. Известно, например,
что многие болезни (инфаркт, язва, астма)
нередко вызываются чисто
психологическими причинами. Нейропсихология исследует влияние
изменений структуры и
функционирования мозга, его
повреждений, возрастного
недоразвития на психическую
деятельность и поведение человека.
Нейропсихология имеет большое значение
для работы с детьми, поскольку
позволяет выявить и устранить причины
многих трудностей в обучении и поведении. Социальная психология
занимается психологическими
особенностями, поведением и
деятельностью людей, которые связаны
с их принадлежностью к определенным социальным
группам (дружеской, учебной,
профессиональной, национальной,
расовой и др.). Отдельно изучаются
детские группы. В рамках этой отрасли
активно развивается семейная психология,
выявляющая особенности создания семьи,
выбора супруга. Исследуются отношения
между супругами, между родителями
и детьми, отношения нескольких
поколений в семье, причины семейных
конфликтов и др. Психодиагностика - это отрасль психологии,
разрабатывающая методы и средства
выявления и измерения психологических
особенностей человека, изучающая
возможности применения этих средств
на практике. Психодиагностика
позволяет выявить и измерить
выраженность у человека определенных
индивидуально-психологических
характеристик: уровень развития
интеллекта, способности, свойства
личности, интересы. Благодаря
психодиагностике можно выявить
скрытые от непосредственного
наблюдения причины поведения,
поступков, успешности и трудностей
в деятельности, в том числе учебной, в
общении. Для работы в школе особое
значение имеют знания из области возрастной
и педагогической психологии. Возрастная
психология,
или психология развития, исследует
развитие психики человека и её
особенностей на протяжении онтогенеза.
Онтогенез - это процесс индивидуального
развития организма от рождения до
смерти. Этот термин используется не
только в психологии, но и в физиологии,
медицине, биологии. Возрастная
психология включает детскую
психологию, психологию
индивидуального развития взрослого
человека и психологию старости. Она
занимается изучением закономерностей
психического развития,
психологических особенностей каждого
возраста, выявляет, как формируются,
функционируют и распадаются
различные психологические структуры
на разных возрастных этапах, как
взаимодействуют на каждом этапе
различные психологические образования,
как происходит переход от одного
возрастного периода к другому. Педагогическая психология
включает в себя психологию обучения
и психологию воспитания. Она
изучает влияние процесса обучения и
воспитания на формирование качеств
личности, познавательные возможности
человека, развитие его способностей и
интересов, выявляет психологические
закономерности обучения и воспитания,
проявление в них индивидуально-психологических
особенностей Среди отраслей психологии
особое место занимает парапсихология,
исследующая психические явления, не
поддающиеся объяснениям посредством
имеющихся научных знаний. Поэтому в
название этой отрасли психологии входит
греческое слово «пара», означающее - "в
стороне", "рядом". Это прежде всего
восприятие, выходящее за пределы
возможностей органов чувств (экстрасенсорное),
а также методы непосредственного
психического воздействия на
физические процессы, в том числе и на
болезни людей, на их самочувствие, на их
взаимоотношения с близкими.
Психологическое изучение и объяснение
этих явлений - одна из интереснейших
задач психологической науки. Исследованием психики животных
занимается специальная отрасль
психологии - зоопсихология. Кроме
существования перечисленных отраслей
необходимо сказать, что психология, как и все другие
науки, делится на два больших раздела. Одни психологи занимаются
теоретическими исследованиями, другие
- применением результатов этих
исследований на практике.
Соответственно выделяются теоретическая
и практическая психология. Задачей
первой является выявление
закономерностей, психологических
механизмов, разработка теории. Задача
практической психологии - использование
полученных знаний в различных сферах
жизни. Психологические знания
касаются каждого человека. Они могут
быть использованы в профессиональной
деятельности и личной жизни, в
отношениях с другими людьми. Однако
настоящее их применение требует
участия специалиста-психолога,
обладающего не только знаниями, но и
умением практически использовать их. Психологи-практики работают
в детских садах, школах, на заводах, в
клиниках, больницах, специальных консультациях,
армии, системах управления, в службах
помощи семье и т.п. - почти во всех
областях человеческой деятельности. Их
работа связана с ответом на разнообразные
запросы практики. Каждый практический
психолог для того, чтобы полноценно
работать в той или иной сфере,
должен разбираться в ней. Медицинский
психолог должен знать основы медицины,
психолог, занятый в сфере психологии искусства, - разбираться в
нём и понимать его, хорошо знать
эстетику. Спортивный психолог - иметь
знания по различным областям
спортивной деятельности. Психолог
образования, или детский практический
психолог, должен знать педагогику,
дидактику, иметь представление о
методике. Только в этом случае он
сможет хорошо работать, способствовать
развитию детей, помогать детям и
педагогам. |