Тема 1. Предмет и методы психологии. Теория. Вопрос 1.

Тема 1. Предмет и методы психологии

Теория

План

1. Понятие о предмете психологии

2. Особенности психологии как науки

3. Связь психологии с другими науками

4. Отрасли психологии

5. Методы психологии

 

Вопрос №1. Понятие о предмете психологии

Термин «психология» впервые появился в средневековом европейском богословии, а в науку был введён немецким учёным Христианом Вольфом в XVIII в.

Данное понятие образовано из двух греческих слов: «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Поэтому можно сказать, что своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Житейская психология в мифах Древней Греции

В целом данный термин имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно во втором смысле мы в быту говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных. Соотношение житейской и научной психологии

Такое понимание легло в основу житейской или «бытовой» психологии, которая обобщает и закрепляет опыт многих поколений людей, индивидуальный жизненный опыт каждого человека. Она лежит в основе представления человека об окружающих его людях, о самом себе, о причинах поступков, мотивах поведения, успехах и неудачах. Любой человек, даже никогда специально не изучавший психологию, постоянно пытается объяснить свои собственные поступки, слова и поведение других людей. И выводы, которые он делает, основываются на его представлениях о мотивах поведения, мыслях, чувствах, ощущениях, эмоциях. Жизненные примеры проявления личностных качеств Формы сотрудничества научной и житейской психологии

Житейские представления о психологии человека находят свое выражение в житейской мудрости, в привычных устойчивых взглядах, убеждениях. Они отражены во многих народных пословицах и поговорках. Например, «В тихом омуте черти водятся», «Доброе слово и кошке приятно», «Скупой платит дважды», «На сердитых воду возят», «Нравом хорош, да норовом негож». Очевидно, что эти выражения отражают серьезное знание человеческой психологии. Настоящими экспертами в психологии являются, конечно, писатели, поэты, художники, актеры - это люди искусства, открывающие в своих произведениях невероятные глубины человеческой души. Житейская психология, и в частности произведения искусства, во многом опережают, во многом помогают, но в чём-то и отстают от психологии как науки.

Предметом любой науки являются те вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру, к человеку. Научная психология в чём-то схожа с житейской, но есть между ними и существенные различия. Они сходны в том, что ставят перед собой одни и те же вопросы: Чем определяется тот или иной поступок человека? Как мы мыслим? Почему один школьник лучше решает задачи, а другой - лучше рисует? Почему у кого-то много друзей, а у кого-то, кто вроде бы ничуть не хуже, их совсем нет? Отвечают на эти вопросы житейская и научная психология иногда одинаково, а иногда совершенно по-разному. Например, на вопрос, почему один ученик лучше решает задачи, а другой - лучше рисует, и научная, и житейская психология дают одинаковый ответ: у этих детей разные способности. Но при этом житейская психология основывается на том, что человек рождается с теми или иными способностями, все зависит от «природы» (как говорят «уж таким уродился»). Научная психология, говоря о различиях в способностях детей, не отрицает роли природных, врожденных задатков. Однако с научной точки зрения основное значение в достижении успехов в рисовании, пении, математике, спорте и т.д. имеет сама деятельность. Именно в ней развиваются способности человека. Таким образом, житейское, "бытовое" объяснение основывается на том, что воспринимается непосредственно: отец и мать хорошо рисуют, значит, и ребенок будет хорошо рисовать. Но при таком подходе многое не учитывается. В частности, например, то, что в доме, где родители рисуют, ребенок раньше приобщается к этому виду искусства, имеет больше возможностей видеть рисунки других, больше возможностей для сравнения. Научные же выводы, основываясь на тщательных экспериментальных исследованиях, выявляют то, что лежит за внешними, непосредственно воспринимаемыми явлениями, выясняет их глубинные причины.                                    

Отличие научной психологии от житейской состоит в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. В житейской психологии они строятся на наблюдениях, стереотипных (шаблонных) взглядах, убеждениях. Поэтому они часто отрывочны, случайны, достаточно спорны, нередко противоречат друг другу. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.

А перейдём к более близкому знакомству с научной психологией.  

Изучение любой науки начинается с определения её предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? На этот вопрос Дубровина И.В. предлагает ответить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй — относительно формальный, но зато краткий.

Правильный, научный способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии: в начале, как они появлялись в истории науки; затем анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, чтоПолипредметность психологии в конечном счёте от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день.  

Как уже было упомянуто в начале, слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе».

В наше время вместо понятия «душа» в науке используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» обозначает одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий изменились и разошлись.

Психика - это способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека или животного. Это важнейшее условие психического развития, т.е. совершенствования и усложнения психики.  Особенности психического отражения

Активное отражение действительности является важнейшим свойством дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами, высокоорганизованного мозга. Оно присуще как животным, так и человеку. Чем сложнее сформирован мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Понятно, что наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

Психика человека включает в себя все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких механизмов он это делает.

Особенностью психики является, то, что она дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что произойдёт через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному и важному событию. Например, если вам не хочется готовиться к экзамену, очень полезно представить себе свое будущее эмоциональное состояние при его сдаче. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете испытывать, когда друзья и родные вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.

Ещё одной особенностью является индивидуальный характер психики. Психические особенности образуют индивидуальность человека, и все воздействия на него преломляются через индивидуальные особенности. Можно часто наблюдать, как одно и то же событие одного человека волнует, а другого оставляет безразличным. Для животных это тоже характерно. При нападении на хозяина одна собака начинает его защищать, а другая - прячется за него.

Таким образом, предметом научной психологии является сущность и закономерности развития психики человека и животных.

Психология изучает психические явления, включающие в себя психические процессы,Психические явления психические состояния и психические свойства.                

Под психическими явлениями понимают факты внутреннего, субъективного опыта, проявления психики. Фундаментальное свойство субъективных явлений — их осознанность субъектом. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Другими словами, психические явления не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Символично наш внутренний мир можно представить как большую сцену, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.  

Рассмотрим более подробно перечисленные психические явления.

1. Психические процессы можно разделить на познавательные (когнитивные) и эмоционально-волевые, так как они описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. С помощью них мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства и эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, к себе, к событиям, происходящим с ним; определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

Воля и произвольность обеспечивают сознательную регуляцию поведения, возможность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчеркивается прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость и непрерывность психической деятельности.

2. Психические состояния - это относительно устойчивые, но временные психические явления. К ним относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, но то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет недостаточно отчетливо.

3. Психические свойства - это наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К ним относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переключаться в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность - это общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать необходимые и важные для него связи со средой, она служит основой его развития и саморазвития.

Активность определяет поведение человека - это его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Это сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. В психологии выделяют основные виды деятельности человека: игра, учение, труд, общение. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются её способности. Наука уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек. В отечественный психологии существует даже закон единства психики и деятельности, утверждающий, что эти понятия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

В заключении этого вопроса можно сделать вывод, что психология - это наука, изучающая психику, которая в свою очередь обеспечивает внутреннюю регуляцию активности человека, выражающуюся в его поведении и деятельности.