Тема 1. Предмет и методы психологии
Теория
План![]() 1. Понятие о предмете психологии 2. Особенности психологии как науки 3. Связь психологии с другими науками
Вопрос №1. Понятие о предмете психологии Термин «психология» впервые появился в средневековом европейском богословии, а в науку был введён немецким учёным Христианом Вольфом в XVIII в. Данное понятие образовано из двух греческих слов: «psyche»
- душа и «logos» - слово, учение. Поэтому можно сказать, что своим
названием и первым определением
психология обязана греческой
мифологии.
В целом данный
термин имеет два значения:
психология как наука и психология как
совокупность особенностей характера,
внутренний мир человека. Именно во
втором смысле мы в быту говорим о психологии
того или иного человека, группы людей,
даже животных. Такое понимание легло в
основу житейской или «бытовой» психологии,
которая обобщает и закрепляет опыт
многих поколений людей, индивидуальный жизненный опыт каждого человека.
Она лежит в основе представления человека об окружающих его людях, о
самом себе, о причинах поступков, мотивах поведения, успехах и неудачах.
Любой человек,
даже никогда специально не изучавший
психологию, постоянно пытается объяснить Житейские представления о
психологии человека находят свое выражение в житейской мудрости, в привычных устойчивых
взглядах, убеждениях. Они
отражены во многих народных пословицах и
поговорках. Например, «В тихом омуте черти
водятся», «Доброе слово и кошке приятно»,
«Скупой платит дважды», «На сердитых воду возят», «Нравом хорош, да
норовом негож». Очевидно, что эти выражения
отражают серьезное знание
человеческой психологии. Настоящими экспертами в психологии
являются, конечно, писатели, поэты,
художники, актеры - это люди искусства,
открывающие в своих произведениях
невероятные глубины человеческой
души. Житейская психология, и
в частности произведения искусства, во многом
опережают, во многом помогают, но в чём-то
и отстают от психологии как науки. Предметом любой науки
являются те вопросы, которые она
ставит по отношению к окружающему миру,
к человеку. Научная психология в чём-то схожа с
житейской, но есть между ними и
существенные различия. Они сходны в том,
что ставят перед собой одни и те же
вопросы: Чем определяется тот или иной
поступок человека? Как мы мыслим? Почему один школьник лучше
решает задачи, а другой - лучше рисует?
Почему у кого-то много друзей, а у кого-то,
кто вроде бы ничуть не хуже, их совсем
нет? Отвечают на эти вопросы
житейская и научная психология иногда
одинаково, а иногда совершенно по-разному.
Например, на вопрос, почему один
ученик лучше решает задачи, а другой - лучше
рисует, и научная, и житейская
психология дают одинаковый ответ: у этих детей разные способности. Но
при этом житейская психология основывается на том, что человек рождается
с теми или иными способностями, все зависит от «природы» (как говорят «уж таким уродился»). Научная
психология, говоря о различиях в
способностях детей, не отрицает роли
природных, врожденных задатков. Однако
с научной точки зрения основное значение в достижении
успехов в рисовании, пении, математике,
спорте и т.д.
имеет сама деятельность. Именно в ней развиваются способности
человека. Таким образом,
житейское, "бытовое" объяснение основывается на том, что
воспринимается непосредственно: Отличие научной психологии
от житейской состоит в том, как, на основе
чего делаются заключения и выводы. В
житейской психологии они строятся на
наблюдениях, стереотипных (шаблонных) взглядах, убеждениях. Поэтому они часто отрывочны, случайны,
достаточно спорны, нередко
противоречат друг другу. Научная
психология базируется на строгих,
полученных в ходе специальных
исследований и неоднократно
проверенных фактах, которые логически
систематизируются и объясняются в
специальных научных теориях. А перейдём к более
близкому знакомству с научной
психологией.
Изучение любой науки начинается с
определения её предмета и описания
круга явлений, которые она изучает. Что
же является предметом психологии? На
этот вопрос Дубровина И.В. предлагает ответить двумя
способами. Первый способ более
правильный, но и более сложный. Второй
— относительно формальный, но зато
краткий. Правильный, научный способ предполагает рассмотрение различных точек
зрения на предмет психологии: в начале, как они появлялись
в истории науки; затем анализ оснований,
почему эти точки зрения сменяли друг
друга; знакомство с тем, что Как уже было упомянуто в начале, слово «психология» в переводе на
русский язык буквально означает «наука
о душе». В наше время вместо понятия «душа»
в науке используется понятие «психика», хотя в
языке до сих пор сохранилось много слов
и выражений, производных от
первоначального корня: одушевленный,
душевный, бездушный, родство душ,
душевная болезнь, задушевный разговор
и т.п. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» обозначает одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий изменились и разошлись. Психика - это способность мозга получать
информацию об окружающей
действительности, создавать образ
объективного мира и регулировать на
этой основе собственное поведение и
деятельность. Работа психики
осуществляется только в процессе активной
деятельности человека или животного. Это важнейшее
условие психического развития, т.е. совершенствования и усложнения
психики. Активное отражение
действительности является важнейшим свойством
дифференцированного, обладающего
многоуровневыми связями между
различными отделами, высокоорганизованного
мозга. Оно присуще как животным, так и человеку. Чем сложнее сформирован
мозг, тем большими способностями
обладает психика, тем более она развита. Психика человека включает в себя все, что он
ощущает, воспринимает, думает, помнит,
чувствует, все его привычки, его
индивидуальность, то, как, с помощью каких механизмов он это
делает.
Особенностью психики является, то, что она дает возможность не
только достаточно точно отражать
особенности окружающего мира, она
позволяет предвидеть, предугадывать то,
что будет в дальнейшем. Такая опережающая
функция психической деятельности,
конечно, в наибольшей степени
характерна для человека. Благодаря
этому мы можем представить то, что
произойдёт через некоторое время, можем
строить планы, ставить цели, мечтать.
Она позволяет нам, например, заранее
подготовиться к какому-либо сложному
и важному событию. Например, если вам не хочется
готовиться к экзамену,
очень полезно представить себе свое
будущее эмоциональное состояние при его сдаче. Что
вы будете чувствовать, когда вас
вызовут, а вы не сможете сказать ни
слова. Что будете испытывать, когда друзья и родные
вас будут спрашивать о результатах
экзамена. Такое «эмоциональное
предвосхищение», как правило,
позволяет преодолеть лень и начать
заниматься. Ещё одной особенностью является индивидуальный
характер психики. Психические особенности
образуют индивидуальность человека, и все
воздействия на него преломляются через
индивидуальные особенности. Можно часто наблюдать, как
одно и то же событие одного человека
волнует, а другого оставляет
безразличным. Для животных это тоже характерно. При нападении
на хозяина одна собака начинает его
защищать, а другая - прячется за него. Таким образом, предметом научной психологии
является сущность и закономерности развития психики
человека и животных. Психология изучает
психические явления, включающие в себя психические
процессы,
Под психическими явлениями
понимают факты внутреннего,
субъективного опыта, проявления психики. Рассмотрим более подробно перечисленные психические явления. 1. Психические процессы
можно разделить на познавательные (когнитивные) и эмоционально-волевые,
так как они
описывают три основные стороны
душевной жизни человека: познание,
чувство и волю. К познавательным
процессам относятся ощущение,
восприятие, память, Чувства и эмоции отражают переживание человеком своего
отношения к явлениям окружающего мира, к себе, к событиям, происходящим
с ним; определяют то,
насколько они важны именно для него,
для его жизни, т.е. устанавливают
личностную значимость того или иного
события. Воля и произвольность
обеспечивают сознательную регуляцию поведения, возможность действовать в
соответствии с
сознательно поставленной целью,
принятому намерению. В понятии «психические
процессы» подчеркивается прежде всего
динамичность, пластичность,
изменчивость и непрерывность
психической деятельности. 2. Психические состояния
- это относительно устойчивые, но временные психические
явления. К ним
относятся бодрость, утомление, скука,
радость, тревога, апатия и др. Хотя
психические состояния, как и другие
явления психики, отражают воздействие
на человека определенных событий
внешней и внутренней жизни, он, как
правило, осознает лишь само это
состояние, но то, что его вызвало, либо
вообще не представляет, либо
представляет недостаточно отчетливо. 3. Психические свойства
- это наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие
человека или группу людей от других. К ним относятся особенности
личности человека, его направленность,
качества личности, черты характера,
темперамент, способности. Психические процессы,
психические состояния и психические
свойства не существуют отдельно, они взаимодействуют и могут переходить
друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного
процесса, может переключаться в состояние интереса и закрепляться
в таком качестве личности, как
любознательность. Единство всех сторон
психической жизни человека служит
основанием для его активности.
Активность - это общее свойство живых
организмов, основное условие их существования.
Жить - значит быть активным,
действовать. Именно активность
позволяет живому существу поддерживать
необходимые и важные для него связи со
средой, она служит основой его развития и
саморазвития. Активность определяет
поведение человека - это его взаимодействие с окружающей средой,
обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы)
условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком,
определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по
непосредственному желанию, быть импульсивным. Важнейшей формой
человеческой активности является
деятельность. Это
сознательно регулируемая активность,
направленная на познание и
преобразование внешнего мира и самого
человека. В психологии выделяют основные виды деятельности
человека: игра, учение, труд,
общение. Именно в деятельности
формируются основные свойства личности,
развиваются её способности. Наука уделяет
особое внимание различным видам
человеческой деятельности, тому, как в
ней проявляется, формируется и
развивается человек. В
заключении этого вопроса можно сделать вывод, что психология - это наука,
изучающая психику, которая в свою очередь обеспечивает внутреннюю
регуляцию активности человека, выражающуюся в его поведении и
деятельности. |