З
ЗАДЕРЖКА
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, нарушение
нормального темпа психического развития
ребенка вследствие соматических
заболеваний, поражений центральной нервной
системы и др. Характеризуется снижением
умственной работоспособности, отставанием
в развитии познавательной деятельности,
неустойчивостью внимания, ограниченным
объемом памяти и т.п. Особенно ярко
проявляется в начале школьного обучения. В
отличие от олигофрении задержка
психического развития носит временный
характер и коррегируется в условиях
специального обучения.
ЗНАНИЕ, форма
существования и систематизации
результатов познавательной деятельности
человека. Выделяют различные виды знания:
обыденное («здравый смысл»), личностное,
неявное и др. Научному знанию присущи
логическая обоснованность,
доказательность, воспроизводимость
познавательных результатов. Знание
объективизируется знаковыми средствами
языка.
ЗООПСИХОЛОГИЯ
(психология животных), отрасль психологии,
изучающая психику животных, ее проявления,
происхождение и развитие в онто- и
филогенезе. Связана с экологией, этологией
и другими науками.
ЗРЕНИЕ, способность
животных получать информацию о внешнем
мире благодаря чувствительности к световым
волнам, отражаемым или излучаемым
окружающими объектами, и при помощи нервной
обработки строить модель этого мира. Зрение,
наряду с другими рецепторными системами,
позволяет животным организовать
адекватное поведение. Оно используется при
добывании пищи, поисках брачного партнера,
ориентации в пространстве, в
коммуникативном и оборонительном
поведении.
Зрительный анализатор включает: периферические органы чувств (глаза), проводящие пути и аналитический центр коры головного мозга.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ
ИЛЛЮЗИИ (обманы зрения, оптические иллюзии), систематические
ошибки зрительного восприятия, а также
различные искусственно создаваемые
зрительные эффекты и виртуальные образы,
основанные на использовании особенностей
зрительных механизмов.