Словарь. З

З

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, нарушение нормального темпа психического развития ребенка вследствие соматических заболеваний, поражений центральной нервной системы и др. Характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объемом памяти и т.п. Особенно ярко проявляется в начале школьного обучения. В отличие от олигофрении задержка психического развития носит временный характер и коррегируется в условиях специального обучения.  

ЗНАНИЕ, форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное («здравый смысл»), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Знание объективизируется знаковыми средствами языка.

ЗООПСИХОЛОГИЯ (психология животных), отрасль психологии, изучающая психику животных, ее проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе. Связана с экологией, этологией и другими науками.  

ЗРЕНИЕ, способность животных получать информацию о внешнем мире благодаря чувствительности к световым волнам, отражаемым или излучаемым окружающими объектами, и при помощи нервной обработки строить модель этого мира. Зрение, наряду с другими рецепторными системами, позволяет животным организовать адекватное поведение. Оно используется при добывании пищи, поисках брачного партнера, ориентации в пространстве, в коммуникативном и оборонительном поведении.

Зрительный анализатор включает: периферические органы чувств (глаза), проводящие пути и аналитический центр коры головного мозга.

 ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ (обманы зрения, оптические иллюзии), систематические ошибки зрительного восприятия, а также различные искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы, основанные на использовании особенностей зрительных механизмов.