Словарь. К

К

КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение),

1) термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования.

2) В психоанализе З. Фрейда — один из методов психотерапии.  

КИНИКИ (греч. kynikoi, от Kynosarges — Киносарг, холм в Афинах с гимнасием, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici — циники), одна из сократических школ древнегреческой философии (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.). Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Оказали влияние на стоицизм.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (лат. cognitio — знание, познание), направление в психологии, возникшее в США в конце 1950-х — начале 19 60-х гг. в противовес бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы — «персональных конструктов». Важную роль играет введенное Л. Фестингером понятие «когнитивный диссонанс» — расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. Систематические исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.  

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный), относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.).

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ (от позднелат. communicabilis — соединимый, сообщающийся),

1) совместимость (способность к совместной работе) разнотипных систем передачи информации.

2) Способность к общению, общительность.

КОМПЛЕКС, в психологии — соединение отдельных психических процессов в некое целое. В узком смысле — группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом; одно из основных понятий глубинной психологии. Согласно психоанализу З. Фрейда, комплекс формируется вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в область бессознательного (напр., т. н. Эдипов комплекс как результат вытеснения в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу). В «индивидуальной психологии» А. Адлера главная роль отводится т. н. комплексу неполноценности — ощущению индивидом своих органических или психических недостатков.

КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

КОНФОРМНОСТЬ, в психологии — усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы.  

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ головного мозга, слой серого вещества (толщиной 1-5 мм), покрывающий полушария большого мозга у млекопитающих животных и человека; высший отдел центральной нервной системы, регулирующий и координирующий все жизненно важные функции организма при его взаимодействии с окружающей средой. Кора больших полушарий — материальный субстрат высшей нервной деятельности (хотя эта деятельность — результат работы мозга как единого целого). У человека кора больших полушарий составляет в среднем 44% от объема полушарий, ее поверхность — до 1670 см2.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (Ай-Кью) (англ. Intelligence quotient, сокр. IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности, получаемый на основе различных тестов. Идея и методика количественного определения умственного развития детей впервые разработаны А. Бине (1903), термин введен В. Штерном (1911).