К
КАТАРСИС
(греч. katharsis — очищение),
1)
термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа
при помощи «страха и сострадания» как цель
трагедии. Понятие катарсиса имело
многочисленные толкования.
2)
В психоанализе З. Фрейда — один из методов
психотерапии.
КИНИКИ
(греч. kynikoi, от Kynosarges — Киносарг, холм в
Афинах с гимнасием, где Антисфен занимался
с учениками; лат. cynici — циники), одна из
сократических школ древнегреческой
философии (Антисфен, Диоген Синопский,
Кратет и др.). Выдвинув идеал безграничной
духовной свободы индивида, киники
относились с демонстративным
пренебрежением ко всяким социальным
институтам, обычаям и установлениям
культуры. Оказали влияние на стоицизм.
КОГНИТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ (лат. cognitio — знание, познание),
направление в психологии, возникшее в США в
конце 1950-х — начале 19 60-х гг. в противовес
бихевиоризму. Подготовлено работами К.
Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы
сформулированы У. Найссером. Согласно
когнитивной теории личности Дж. Келли,
каждый человек воспринимает внешний мир,
других людей и себя сквозь призму созданной
им познавательной системы — «персональных
конструктов». Важную роль играет введенное
Л. Фестингером понятие «когнитивный
диссонанс» — расхождение имеющегося у
субъекта опыта с восприятием актуальной
ситуации. Систематические исследования в
области экспериментальной психологии
познавательных процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления,
воображения и т.
д.
КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus
— собирательный), относительно компактная
социальная группа, объединяющая людей,
занятых решением конкретной общественной
задачи (коллектив трудовой, учебный,
военный, спортивный и др.).
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ
(от позднелат. communicabilis — соединимый,
сообщающийся),
1)
совместимость (способность к совместной
работе) разнотипных систем передачи
информации.
2)
Способность к общению, общительность.
КОМПЛЕКС,
в психологии — соединение отдельных
психических процессов в некое целое. В
узком смысле — группа разнородных
психических элементов, связанных единым
аффектом; одно из основных понятий
глубинной психологии. Согласно
психоанализу З. Фрейда, комплекс
формируется вокруг влечений, подвергшихся
вытеснению в область бессознательного (напр.,
т. н. Эдипов комплекс как результат
вытеснения в раннем детстве враждебных
импульсов по отношению к отцу). В «индивидуальной
психологии» А. Адлера главная роль
отводится т. н. комплексу неполноценности —
ощущению индивидом своих органических или
психических недостатков.
КОНФОРМИЗМ
(от позднелат. conformis — подобный, сообразный),
приспособленчество, пассивное принятие
существующего порядка, господствующих
мнений, отсутствие собственной позиции,
беспринципное и некритическое следование
любому образцу, обладающему наибольшей
силой давления.
КОНФОРМНОСТЬ,
в психологии — усвоение индивидом
определенных групповых норм, привычек,
ценностей; необходимый аспект социализации
личности и предпосылка нормального
функционирования любой социальной системы.
КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ
головного мозга, слой серого вещества (толщиной
1-5 мм), покрывающий полушария большого мозга
у млекопитающих животных и человека; высший
отдел центральной нервной системы,
регулирующий и координирующий все жизненно
важные функции организма при его
взаимодействии с окружающей средой. Кора
больших полушарий — материальный субстрат
высшей нервной деятельности (хотя эта
деятельность — результат работы мозга как
единого целого). У человека кора больших
полушарий составляет в среднем 44% от объема
полушарий, ее поверхность — до 1670 см2.
КОЭФФИЦИЕНТ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (Ай-Кью) (англ.
Intelligence quotient, сокр. IQ), показатель умственного
развития, уровня имеющихся знаний и
осведомленности, получаемый на основе
различных тестов. Идея и методика
количественного определения умственного
развития детей впервые разработаны А. Бине
(1903), термин введен В. Штерном (1911).