Словарь. С

С

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (интроспекция), наблюдение, объект которого — психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.).

САМООЦЕНКА, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.

САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

САНГВИНИК (от лат. sanguis, род. п. sanguinis — кровь, жизненная сила), восходящее к Гиппократу обозначение одного из 4 темпераментов, характеризующегося живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций.

СВЕТЛОТА, безразмерная величина, используемая для количественной оценки различия между зрительными (световыми) ощущениями, вызываемыми 2 смежными одноцветными поверхностями.

СЕКС (франц. sexe, от лат. sexus — пол), пол; сексуальность, совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

СЕКСОЛОГИЯ (от секс и logos — слово, учение), область научных исследований и знаний о половой жизни.

Зачатки знаний по сексологии содержатся в древнейших мифологических системах и медицине древности, объективное изучение пола началось в эпоху Возрождения. Современная сексология, сложившаяся в сер. 1940-х гг., — комплекс разнородных исследований, охватывающих биолого-медицинские, социально-исторические и психологические аспекты.  

СЕНСОРНЫЙ (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям; напр., физиологию органов чувств называют сенсорной физиологией.

СИМПАТИЯ (космическая) [греч. sumpaqeia, sympatheia —сочувствие), лат. consensus], термин античной философии, обозначавший гармонию всех вещей в масштабе мироздания. В первых описаниях космоса как гармонически упорядоченного целого (Гераклит, пифагорейцы, Эмпедокл, платоновский «Тимей» и др.) термин «симпатия» не использовался. У Аристотеля соответственный глагол спорадически употребляется в психологическом смысле (тело и душа «претерпевают» совместно – I Anal. 70 b 16; Physiogn. 808 b 11). У Теофраста для обозначения упорядоченного взаимодействия, по-видимому, впервые используется термин «симпатия», однако он не выражает еще универсального общекосмического единства (frg. 4,63; 7,10; 172,3). Данный смысл термин «симпатия» приобретает в учении Ранней Стои, где служит для обозначения гармонической целостности космоса как живого организма. Основой этого телесного единства («бестелесное не сочувствует телу, а тело – бестелесному» – Клеанф у Немесия , SVF I 518) служит вездесущая пневма, обеспечивающая (благодаря своему «напряжению») устойчивость космического континуума и разнообразие его внутренней структуры. Упорядоченная взаимосвязь частей и целого в отдельных вещах и всех вещей в масштабах космоса поясняется корреспондирующим понятием «всеобщего и полного смешения» на уровне вещества. В абсолютной взаимозависимости всех мировых процессов проявляется нерушимость глобальных причинно-следственных связей («судьба»), что позволяет «мудрецу» на основании одного судить о другом, по прошлому – о будущем и т.д. (теоретическая основа мантики). Правильное понимание «симпатии» имеет важные этико-психологические последствия («включенность» в ход вещей, покорность «судьбе»). В учении Посидония концепция «симпатии» приобрела, возможно, центральное значение (Cic. De div. II 33 sq.; De nat deor. II 83 sq.; Sen. Nat. qu. II 4 sq.) и оказала влияние на Плотина (сущее «симпатически» связано эманацией из единого источника – Enn. III 1,5; IV 3,8; 4,32; 4,40; 5,3; 9,3), Порфирия (Vit. Pyth. 49; Ad Aneb. 2,5d), Ямвлиха (De vit. pyth. 24,109; Protr. p. 116,15 P.; De myst.) и Прокла (In Rp.II p. 364,9 Kr.; De sacr.p. 149 Kr.). Косвенное влияние концепции «симпатии» испытала вся патристика. Из мистико-теургических теорий поздних неоплатоников понятие «симпатии» было заимствовано ренессансным «натурализмом» (в котором сочеталось с элементами герметизма и магии – Пико делла Мирандола, Парацельс, Патрици, Кардано, Телезио, Джордано Бруно), а через него оказало влияние на Ф. Бэкона, теорию «предустановленной гармонии» Лейбница и мистику Сведенборга. Вместе с тем, уже Шефтсбери и Юм («Трактат о природе человека», кн. II ч. I) используют термин «симпатия» в том узком психологическом значении, которое утвердилось за ним в дальнейшем (А. А. Столяров).

СИМПТОМ (от греч. symptoma — совпадение, признак), признак какой-либо болезни. Различают симптомы субъективные (основанные на описании больным своих ощущений, напр. боли) и объективные (получены при обследовании больного, напр. рентгенологический признак «ниши» при язве желудка). Перен. — признак какого-либо явления, представляющего собой отклонение от нормального течения какого-либо процесса.

СИНЕСТЕЗИЯ (от греч. synaisthesis — соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (напр., «цветной слух» — звуковые переживания при восприятии цвета и т.п.).

СИНТЕЗ (от греч. synthesis — соединение), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).  

СЛУХ, восприятие звуковых колебаний органами слуха. У человека и высших животных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее ухо), где колебания т.н. основной перепонки вызывают возбуждение в чувствительных нервных окончаниях кортиева органа, которое передается в головной мозг. Человек воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц до 20 кГц, дельфины — от 100 Гц до 200 кГц.

Звуковоспринимающий аппарат слухового анализатора состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

СОЗНАНИЕ, соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в. (работы У. Мак-Дугалла и Э. О. Росса, 1908, США).

СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societas — общество и logos — слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в 19 в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России — В. А. Вагнера.  

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и др. группы.

СТЕРЕОПАРА, совокупность двух изображений одного и того же объекта, полученных с двух различных точек съемки. Одно изображение рассматривается левым глазом, другое — правым; изображаемый объект при этом выглядит объемным.

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, зрительное восприятие окружающих предметов объемными и пространственно смещенными друг относительно друга по глубине при бинокулярном (двумя глазами) наблюдении. Стереоскопический эффект обусловлен слиянием в сознании в единый образ двух изображений объекта (стереопары), видимых раздельно правым и левым глазом.  

СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ, в физиологии — относительно устойчивая система условнорефлекторных действий высших животных и человека; вырабатывается на привычные, повторяющиеся в определенной последовательности раздражители. Проявления динамического стереотипа — привычки человека, простые трудовые навыки. Динамический стереотип может нарушиться при изменении поддерживающих его условий.

СТИМУЛ (от лат. stimulus, букв. — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения.  

СТОИЦИЗМ [от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)], направление античной философии. Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.) — Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э.) — Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (1-2 вв.); римский стоицизм — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита  об огне-логосе; мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой «рок». Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.

СТРАХ, отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С. Кьеркегором, различившим эмпирический страх-боязнь перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх-тоску, специфический для человека.

СТРЕСС (от англ. stress — напряжение), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Общий адаптационный синдром - совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью). Концепции адаптационного синдрома и стресса выдвинуты Г. Селье.  

СТРОБОСКОПИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ:

1) восприятие в условиях прерывистого наблюдения быстродвижущегося предмета неподвижным;

2) восприятие быстрой смены изображений отдельных моментов движения тела как непрерывного его движения. Приборы, в которых используется стробоскопический эффект 1-го типа, называются стробоскопами. На стробоскопическом эффекте 2-го типа основано восприятие движения в кинематографе и телевидении. Стробоскопический эффект обусловлен инерцией зрения.

Схема: Вращающееся колесо наблюдается в моменты вспышек. Если частота вспышек f совпадает с частотой вращения спицы колеса f 1, то колесо кажется неподвижным. Если f 1 >f , вращение колеса кажется замедленным (а); если f 1 <f , кажется, что колесо вращается в обратную сторону (б).

 

СУБЛИМАЦИЯ, в психологии — психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ТОНА, комбинационные тона, возникающие в слуховом аппарате человека при воздействии на него звука большой интенсивности.

СУГГЕСТИЯ, то же, что внушение.

СУЕВЕРИЕ (букв. — суетное, тщетное, т. е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения — всякая вера в сверхъестественные явления.