С
САМОНАБЛЮДЕНИЕ
(интроспекция), наблюдение, объект которого
— психические состояния и действия
наблюдающего субъекта; основной метод
интроспективной психологии (В. Вундт, Э.
Титченер и др.).
САМООЦЕНКА,
оценка личностью самой себя, своих
возможностей, качеств и места среди др.
людей; один из важнейших регуляторов
поведения личности.
САМОСОЗНАНИЕ,
осознание и оценка человеком самого себя
как личности — своего нравственного облика
и интересов, ценностей,
мотивов поведения.
САНГВИНИК
(от лат. sanguis, род. п. sanguinis — кровь, жизненная
сила), восходящее к Гиппократу обозначение
одного из 4 темпераментов,
характеризующегося живостью, быстрой
возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций.
СВЕТЛОТА,
безразмерная величина, используемая для
количественной оценки различия между
зрительными (световыми) ощущениями,
вызываемыми 2 смежными одноцветными
поверхностями.
СЕКС
(франц. sexe, от лат. sexus — пол), пол;
сексуальность, совокупность психических и
физиологических реакций, переживаний и
поступков, связанных с проявлением и
удовлетворением полового влечения.
СЕКСОЛОГИЯ
(от секс и logos — слово, учение), область
научных исследований и знаний о половой
жизни.
Зачатки
знаний по сексологии содержатся в
древнейших мифологических системах и
медицине древности, объективное изучение
пола началось в эпоху Возрождения.
Современная сексология, сложившаяся в сер.
1940-х гг., — комплекс разнородных
исследований, охватывающих биолого-медицинские,
социально-исторические и психологические
аспекты.
СЕНСОРНЫЙ (от лат. sensus —
восприятие, чувство, ощущение),
чувствительный, чувствующий, относящийся к
ощущениям; напр., физиологию органов чувств
называют сенсорной физиологией.
СИМПАТИЯ
(космическая) [греч. sumpaqeia, sympatheia —сочувствие),
лат. consensus], термин античной философии,
обозначавший гармонию всех вещей в
масштабе мироздания. В первых описаниях
космоса как гармонически упорядоченного
целого (Гераклит, пифагорейцы, Эмпедокл,
платоновский «Тимей» и др.) термин «симпатия»
не использовался. У Аристотеля
соответственный глагол спорадически
употребляется в психологическом смысле (тело
и душа «претерпевают» совместно – I Anal. 70 b 16;
Physiogn. 808 b 11). У Теофраста для обозначения
упорядоченного взаимодействия, по-видимому,
впервые используется термин «симпатия»,
однако он не выражает еще универсального
общекосмического единства (frg. 4,63; 7,10; 172,3).
Данный смысл термин «симпатия» приобретает
в учении Ранней Стои, где служит для
обозначения гармонической целостности
космоса как живого организма. Основой этого
телесного единства («бестелесное не
сочувствует телу, а тело – бестелесному» –
Клеанф у Немесия , SVF I 518) служит
вездесущая пневма, обеспечивающая (благодаря
своему «напряжению») устойчивость
космического континуума и разнообразие его
внутренней структуры. Упорядоченная
взаимосвязь частей и целого в отдельных
вещах и всех вещей в масштабах космоса
поясняется корреспондирующим понятием «всеобщего
и полного смешения» на уровне вещества. В
абсолютной взаимозависимости всех мировых
процессов проявляется нерушимость
глобальных причинно-следственных связей («судьба»),
что позволяет «мудрецу» на основании
одного судить о другом, по прошлому – о
будущем и т.д. (теоретическая основа
мантики). Правильное понимание «симпатии»
имеет важные этико-психологические
последствия («включенность» в ход вещей,
покорность «судьбе»). В учении Посидония
концепция «симпатии» приобрела, возможно,
центральное значение (Cic. De div. II 33 sq.; De nat deor. II 83 sq.; Sen. Nat. qu. II
4 sq.) и оказала влияние на Плотина (сущее «симпатически»
связано эманацией из единого источника – Enn.
III 1,5; IV 3,8; 4,32; 4,40; 5,3; 9,3), Порфирия (Vit. Pyth.
49; Ad Aneb. 2,5d), Ямвлиха (De vit. pyth. 24,109; Protr. p. 116,15 P.; De
myst.) и
Прокла (In Rp.II p. 364,9 Kr.; De sacr.p. 149 Kr.). Косвенное
влияние концепции «симпатии» испытала вся
патристика. Из мистико-теургических теорий
поздних неоплатоников понятие «симпатии»
было заимствовано ренессансным «натурализмом»
(в котором сочеталось с элементами
герметизма и магии – Пико делла Мирандола,
Парацельс, Патрици, Кардано, Телезио,
Джордано Бруно), а через него оказало
влияние на Ф. Бэкона, теорию «предустановленной
гармонии» Лейбница и мистику Сведенборга.
Вместе с тем, уже Шефтсбери и Юм («Трактат о
природе человека», кн. II ч. I) используют
термин «симпатия» в том узком
психологическом значении, которое
утвердилось за ним в дальнейшем (А. А. Столяров)
СИМПТОМ (от греч. symptoma —
совпадение, признак), признак какой-либо
болезни. Различают симптомы субъективные (основанные
на описании больным своих ощущений, напр.
боли) и объективные (получены при
обследовании больного, напр.
рентгенологический признак «ниши» при язве
желудка). Перен. — признак какого-либо
явления, представляющего собой отклонение
от нормального течения какого-либо
процесса.
СИНЕСТЕЗИЯ
(от греч. synaisthesis — соощущение), явление
восприятия, когда при раздражении данного
органа чувств наряду со специфическими для
него ощущениями возникают и ощущения,
соответствующие другому органу чувств (напр.,
«цветной слух» — звуковые переживания при
восприятии цвета и т.п.)
СИНТЕЗ (от греч. synthesis —
соединение), соединение (мысленное или
реальное) различных элементов объекта в
единое целое (систему); синтез неразрывно
связан с анализом (расчленением объекта на
элементы).
СЛУХ, восприятие
звуковых колебаний органами слуха. У
человека и высших животных звуки
улавливаются наружным ухом и через
барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее
ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее
ухо), где колебания т.н. основной перепонки
вызывают возбуждение в чувствительных
нервных окончаниях кортиева органа,
которое передается в головной мозг. Человек
воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц
до 20 кГц, дельфины — от 100 Гц до 200 кГц.
Звуковоспринимающий аппарат слухового анализатора состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
СОЗНАНИЕ, соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(от лат. socialis — общественный), процесс
усвоения человеческим индивидом
определенной системы знаний,
норм и
ценностей, позволяющих ему функционировать
в качестве полноправного члена общества;
включает как целенаправленное воздействие
на личность (воспитание), так и стихийные,
спонтанные процессы, влияющие на ее
формирование. Изучается философией,
психологией, социальной психологией,
социологией, историей и этнографией,
педагогикой, теологией.
СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучает
закономерности поведения и
деятельности
людей, обусловленные фактом их
принадлежности к социальным группам, а
также психологические характеристики этих
групп. Как самостоятельная дисциплина
возникла в нач. 20 в. (работы У. Мак-Дугалла и Э.
О. Росса, 1908, США).
СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societas
— общество и logos — слово, учение), наука об
обществе как целостной системе и об
отдельных социальных институтах, процессах,
социальных группах и общностях, отношениях
личности и общества, закономерностях
массового поведения людей.
СПОСОБНОСТИ,
индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления определенного
рода деятельности. Не сводятся к знаниям,
умениям и навыкам; обнаруживаются в
быстроте, глубине и прочности овладения
способами и приемами деятельности.
Диагностика некоторых сложившихся
способностей проводится с помощью тестов.
Высокий уровень развития способностей
выражается понятиями таланта и
гениальности.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая
общность и различия в происхождении и
развитии психики животных и человека.
Формирование сравнительной психологии в 19
в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч.
Дарвина, в России — В. А. Вагнера.
СРЕДА
СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека
общественные, материальные и духовные
условия его существования и деятельности.
Среда в широком смысле (макросреда)
охватывает экономику, общественные
институты, общественное сознание и
культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда)
включает непосредственное окружение
человека — семью, трудовую, учебную и др.
группы.
СТЕРЕОПАРА,
совокупность двух изображений одного и
того же объекта, полученных с двух
различных точек съемки. Одно изображение
рассматривается левым глазом, другое —
правым; изображаемый объект при этом
выглядит объемным.
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ
ЭФФЕКТ, зрительное восприятие окружающих
предметов объемными и пространственно
смещенными друг относительно друга по
глубине при бинокулярном (двумя глазами)
наблюдении. Стереоскопический эффект
обусловлен слиянием в сознании в единый
образ двух изображений объекта (стереопары),
видимых раздельно правым и левым глазом.
СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ,
в физиологии — относительно устойчивая
система условнорефлекторных действий
высших животных и человека; вырабатывается
на привычные, повторяющиеся в определенной
последовательности раздражители.
Проявления динамического стереотипа —
привычки человека, простые трудовые навыки.
Динамический стереотип может нарушиться
при изменении поддерживающих его условий.
СТИМУЛ
(от лат. stimulus, букв. — остроконечная палка,
которой погоняли животных, стрекало),
побуждение к действию, побудительная
причина поведения.
СТОИЦИЗМ
[от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в
Афинах, где учил философ Зенон; основатель
стоицизма)], направление античной философии.
Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.) — Зенон из
Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2-1 вв.
до н. э.) — Панеций и Посидоний (стоический
платонизм); Поздняя Стоя (1-2 вв.); римский
стоицизм — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Стоицизм возродил учение Гераклита
об огне-логосе; мир — живой организм,
пронизанный творческим первоогнем, пневмой,
создающей космическую «симпатию» всех
вещей; все существующее телесно и
различается степенью грубости или тонкости
материи; вещи и события повторяются после
каждого периодического воспламенения и
очищения космоса. В этике стоицизм близок
киникам, не разделяя их презрительного
отношения к культуре; мудрец должен
следовать бесстрастию природы (апатия) и
любить свой «рок». Все люди — граждане
космоса как мирового государства;
стоический космополитизм уравнивал (в
теории) перед лицом мирового закона всех
людей — свободных и рабов, греков и
варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма
пользовалась большим влиянием в средние
века и эпоху Возрождения.
СТРАХ,
отрицательная эмоция в ситуации реальной
или воображаемой опасности. Как
философское понятие введено С. Кьеркегором,
различившим эмпирический страх-боязнь
перед конкретной опасностью и безотчетный
метафизический страх-тоску, специфический
для человека.
СТРЕСС
(от англ. stress — напряжение), состояние
напряжения, возникающее у человека или
животного под влиянием сильных воздействий.
Общий адаптационный
синдром - совокупность защитных реакций
организма человека или животного (преимущественно
эндокринной системы) при стрессе. В
адаптационном синдроме различают стадии
тревоги (мобилизация защитных сил),
резистентности (приспособление к трудной
ситуации), истощения (при сильном и
длительном стрессе может закончиться
смертью). Концепции адаптационного
синдрома и стресса выдвинуты Г. Селье.
СТРОБОСКОПИЧЕСКИЙ
ЭФФЕКТ:
1)
восприятие в условиях прерывистого
наблюдения быстродвижущегося предмета
неподвижным;
2) восприятие быстрой смены изображений отдельных моментов движения тела как непрерывного его движения. Приборы, в которых используется стробоскопический эффект 1-го типа, называются стробоскопами. На стробоскопическом эффекте 2-го типа основано восприятие движения в кинематографе и телевидении. Стробоскопический эффект обусловлен инерцией зрения.
Схема: Вращающееся колесо наблюдается в
моменты вспышек. Если частота вспышек f
совпадает с частотой вращения спицы колеса
f 1, то колесо кажется неподвижным. Если f 1 >f
, вращение колеса кажется замедленным (а);
если f 1 <f , кажется, что колесо вращается в
обратную сторону (б).
СУБЛИМАЦИЯ,
в психологии — психический процесс
преобразования и переключения энергии
аффективных влечений на цели социальной
деятельности и культурного творчества.
Понятие введено З. Фрейдом (1900),
рассматривавшим сублимацию как один из
видов трансформации влечений (либидо),
противоположный вытеснению.
СУБЪЕКТИВНЫЕ
ТОНА, комбинационные тона, возникающие в
слуховом аппарате человека при воздействии
на него звука большой интенсивности.
СУГГЕСТИЯ,
то же, что внушение.
СУЕВЕРИЕ
(букв. — суетное, тщетное, т. е. ложное),
верование, которому противопоставляется
истинная вера, формулируемая в вероучениях
развитых религий. С рационалистической
точки зрения — всякая вера в
сверхъестественные явления.