Словарь. П

П

ПАМЯТЬ, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

ПАНИКА (от греч. panikon — безотчетный ужас), психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или многих людей, неудержимого неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ, область исследований т.н. паранормальных психофизических явлений: экстрасенсорного восприятия, происходящего без участия органов чувств (телепатия, ясновидение, лозоискательство, парадиагностика и т.п.), воздействия человека на внешние физические процессы без посредства мышечных усилий (телекинез, парамедицина и т.д.) и др. Возникла в кон. 19 в. Явления, изучаемые парапсихологией, не получили удовлетворительного научного объяснения и вызывают острые дискуссии.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos — страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией.

ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. — т. н. отцов церкви.

ПАФОС (от греч. pathos — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление),

1) в античной эстетике — страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос противопоставляется обычно этосу (греч. ethos), термин античной философии, обозначающий характер какого-либо лица или явления; этос музыки, напр., — ее внутренний строй и характер воздействия на человека.

2) «Субстанциональное» (Гегель), всеобщее и существенное содержание, которое присутствует в человеческом «я», наполняя и проникая собою всю душу.

3) Идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества.

4) В общеупотребительном смысле — приподнятое и восторженное состояние человеческого духа.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais, род. п. paidos — дитя и logos — слово, учение; буквально «наука о детях»), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка.

Возникла в конце 19 в. Распространение педологии в России в 1920-1930-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Официальный запрет педологии в СССР (1936) затормозил становление комплексной науки о детстве.  

ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при воздействии конкретных раздражителей (свет, звук, боль и др.). Форма непосредственного отражения действительности в виде ощущений и восприятий.

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. perceptio — представление, восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница — смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию — апперцепции.  

ПНЕВМА (греч. pneuma — дыхание, дуновение, дух), термин древнегреческой медицины и философии, в стоицизме жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнем, космическое «дыхание», дух; в христианстве «святой Дух», третье лицо Троицы.

ПОВЕДЕНИЕ, присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода (напр., электрона в магнитном поле и т. д.), с сер. 20 в. термин с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.

ПОДРАЖАНИЕ,

1) философско-эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т.п.). Получило особое распространение в эстетике Возрождения и классицизма 17-18 вв.

2) В психологии и социологии — копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности.  

ПОЗНАНИЕ, процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, направление в немецкой философии и психологии 1-й трети 20 в., стремившееся рассматривать явления душевной жизни в их интуитивно постигаемых смысловых связях и культурно-историческом содержании. Главные представители — В. Дильтей и Э. Шпрангер, который ввел термин «понимающая психология».

«ПОТОК СОЗНАНИЯ» (англ. Stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги «Научные основы психологии» (1890) У. Джеймса. Как изобразительный литературный прием — прямое воспроизведение процессов душевной жизни, предельная форма «внутреннего монолога», как бы «самоотчет ощущений». В литературе модернизма становится самодовлеющим методом изображения жизни, претендуя на универсальность и на особую полноту иллюзии «присутствия», «сопереживания» при передаче психических состояний. Представители: Дж. Джойс, В. Вулф, Г. Стайн, М. Пруст.

ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы. В психологии потребности — особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», — отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основе которой витальные (в пище и т. п.), а последующие ее уровни — социальные потребности, высшее проявление которых — потребности в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

ПРИВЫЧКА, сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма и т.п.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР, установление соответствия психофизиологических особенностей человека, его подготовленности и навыков требованиям, предъявляемым спецификой избранной трудовой деятельности. Профессиональный отбор обязателен, напр., для космонавтов, летчиков, сотрудников правоохранительных органов и др.

ПСИХИАТРИЯ (от психо... и греч. iatreia — лечение), область клинической медицины, изучает проявления, причины и механизм развития психических болезней, разрабатывает методы их лечения, профилактики и организации помощи психическим больным. Сформировалась в кон. 18 — нач. 19 вв. В процессе развития психиатрии выделились отдельные специальности, в частности детская психиатрия, судебная психиатрия, наркология.

ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром (см. Интенция), развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики — сознание — присуща человеку. Изучается психологией.  

ПСИХО... (от греч. psyche — душа), часть сложных слов, указывающая на отношение к психике (напр., психология).

ПСИХОАНАЛИЗ (от психо... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в кон. 19 — нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т.п.). В основе психотерапии — анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т.п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх-Я» (область социальных норм и нравственных установок). Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.  

ПСИХОЛИНГВИСТИКА, наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.

ПСИХОЛОГИИ ИНСТИТУТ РАН (ИПРАН), основан в 1971 в Москве.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», научный журнал Института психологии АН СССР, с 1980, Москва, 6 раз в год.

ПСИХОЛОГИЯ (от психо... и logos — слово, учение), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных.

Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель, «О душе»). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-1880-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция «двух психологий» — естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 в. — гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации, борьбой с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т.д. Широко применяются тесты; получила развитие психология профессий (напр., авиационная, космическая психология, психология конвейерного труда, сельскохозяйственных профессий и т. д.). Развивается в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и др.  

ПСИХОТЕРАПИЯ (от психо... и терапия), психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Выделяют рациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состоянии бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная тренировка) и др.

ПСИХОТЕХНИКА, первоначальное обозначение отрасли психологии, занимающейся вопросами трудовой деятельности человека. Термин введен В. Штерном (1903), первая попытка оформления как науки сделана Г. Мюнстербергом (1908). Получила интенсивное развитие в 1-й трети 20 в., в т. ч. в СССР. В дальнейшем термин вышел из употребления, проблемы и методы психотехники вошли в сферу психологии труда, инженерной психологии и др.

ПСИХОФИЗИКА, раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Основана Г. Фехнером во 2-й пол. 19 в. Охватывает две группы проблем: измерение порога ощущений, т.е. предела чувствительности сенсорной системы человека (закон Вебера — Фехнера и др.), построение психофизических шкал (С. Стивенс и др.).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, раздел физиологии и психологии, изучающий физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле — вопрос об отношении психических явлений к физическим, в узком — о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На базе механистической философии 17 в. возникли два варианта решения: психофизическое взаимодействие (Декарт; сознание испытывает влияние тела — в ощущениях, аффектах и т.п. и воздействует на него — в актах воли) и психофизический параллелизм (параллельное протекание психических и физических процессов), который обосновывался с различных позиций Г. В. Лейбницем, Н. Мальбраншем, Д. Гартли и приобрел особую популярность в 19 в.