П
ПАМЯТЬ,
способность к воспроизведению прошлого
опыта, одно из основных свойств нервной
системы, выражающееся в способности
длительно хранить информацию и многократно
вводить ее в сферу сознания и
поведения.
Выделяют процессы запоминания, сохранения
и воспроизведения, включающего узнавание,
воспоминание, собственно припоминание.
Различают память произвольную и
непроизвольную, непосредственную и
опосредствованную, кратковременную и
долговременную. Особые виды памяти:
моторная (память-привычка), эмоциональная
или аффективная (память «чувств»), образная
и словесно-логическая.
ПАНИКА
(от греч. panikon — безотчетный ужас),
психологическое состояние, вызванное
угрожающим воздействием внешних условий и
выраженное в чувстве острого
страха,
охватывающего человека или многих людей,
неудержимого неконтролируемого стремления
избежать опасной ситуации.
ПАРАПСИХОЛОГИЯ,
область исследований т.н. паранормальных
психофизических явлений: экстрасенсорного
восприятия, происходящего без участия
органов чувств (телепатия, ясновидение,
лозоискательство, парадиагностика и т.п.),
воздействия человека на внешние физические
процессы без посредства мышечных усилий (телекинез,
парамедицина и т.д.) и др. Возникла в кон. 19 в.
Явления, изучаемые парапсихологией, не
получили удовлетворительного научного
объяснения и вызывают острые дискуссии.
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
(от греч. pathos — страдание, болезнь и
психология), отрасль психологии, изучающая
закономерности нарушения психической
деятельности и свойств личности. Тесно
связана с психиатрией.
ПАТРИСТИКА
(от греч. pater, лат. pater — отец), термин,
обозначающий совокупность теологических,
философских и политико-социологических
доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. — т.
н. отцов церкви.
ПАФОС
(от греч. pathos — страдание, страсть,
возбуждение, воодушевление),
1)
в античной эстетике — страсть, душевное
переживание, связанное со страданием. Пафос
противопоставляется обычно этосу (греч. ethos), термин
античной философии, обозначающий характер
какого-либо лица или явления; этос музыки,
напр., — ее внутренний строй и характер
воздействия на человека.
2)
«Субстанциональное» (Гегель), всеобщее и
существенное содержание, которое
присутствует в человеческом «я», наполняя и
проникая собою всю душу.
3)
Идейно-эмоциональная настроенность
художественного произведения или всего
творчества.
4)
В общеупотребительном смысле —
приподнятое и восторженное состояние
человеческого духа.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая
развитие психики человека в процессе
воспитания и обучения и разрабатывающая
психологические основы этого процесса.
ПЕДОЛОГИЯ
(от греч. pais, род. п. paidos — дитя и logos — слово,
учение; буквально «наука о детях»),
направление в психологии и педагогике,
ставившее целью объединить биологические,
социологические, психологические и другие
подходы к развитию ребенка.
Возникла
в конце 19 в. Распространение педологии в
России в 1920-1930-е гг. сопровождалось острыми
дискуссиями о ее предмете, задачах и
методах. Многие работы, выполненные в русле
педологии, содержали ценный материал по
проблемам детства. Официальный запрет
педологии в СССР (1936) затормозил
становление комплексной науки о детстве.
ПЕРВАЯ
СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, система
условнорефлекторных связей, формирующихся
в коре больших полушарий головного
мозга
животных и человека при воздействии
конкретных раздражителей (свет, звук, боль и
др.). Форма непосредственного отражения
действительности в виде ощущений и
восприятий.
ПЕРЦЕПЦИЯ
(от лат. perceptio — представление, восприятие),
то же, что восприятие. У
Г. В. Лейбница —
смутное и бессознательное восприятие в
противоположность ясному осознанию —
апперцепции.
ПНЕВМА (греч. pneuma —
дыхание, дуновение, дух), термин
древнегреческой медицины и философии, в
стоицизме жизненная сила, отождествляемая
с логосом-первоогнем, космическое «дыхание»,
дух; в христианстве «святой Дух», третье
лицо Троицы.
ПОВЕДЕНИЕ,
присущее живым существам взаимодействие с
окружающей средой, включающее их
двигательную активность и ориентацию по
отношению к этой среде. Поведение животных
и человека изучается этологией,
психологией, социологией. В широком смысле
говорят о поведении объектов самого
разного рода (напр., электрона в магнитном
поле и т. д.), с сер. 20 в. термин с известной
условностью применяют к сложным
автоматическим системам современной
техники.
1)
философско-эстетическое понятие,
восходящее к античным учениям о мимесисе и
характеризующее сущность художественного
воспроизведения мира (подражание природе
как реализация изначально данных форм,
эйдосов и т.п.). Получило особое
распространение в эстетике Возрождения и
классицизма 17-18 вв.
2)
В психологии и социологии — копирование
чужих движений, действий, способ усвоения
новых форм поведения и деятельности.
ПОЗНАНИЕ, процесс
отражения и воспроизведения
действительности в мышлении субъекта,
результатом которого является новое знание
о мире.
ПОНИМАЮЩАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, направление в немецкой
философии и психологии 1-й трети 20 в.,
стремившееся рассматривать явления
душевной жизни в их интуитивно постигаемых
смысловых связях и культурно-историческом
содержании. Главные представители — В.
Дильтей и Э. Шпрангер, который ввел термин «понимающая
психология».
«ПОТОК
СОЗНАНИЯ» (англ. Stream of consciousness), творческий
принцип, определившийся в
западноевропейской литературе в нач. 20 в.
Термин заимствован из книги «Научные
основы психологии» (1890) У.
Джеймса. Как
изобразительный литературный прием —
прямое воспроизведение процессов душевной
жизни, предельная форма «внутреннего
монолога», как бы «самоотчет ощущений». В
литературе модернизма становится
самодовлеющим методом изображения жизни,
претендуя на универсальность и на особую
полноту иллюзии «присутствия», «сопереживания»
при передаче психических состояний.
Представители: Дж. Джойс, В. Вулф, Г. Стайн, М.
Пруст.
ПОТРЕБНОСТИ,
нужда в чем-либо, объективно необходимом
для поддержания жизнедеятельности и
развития организма, человеческой личности,
социальной группы, общества в целом;
внутренний побудитель активности.
Потребности делятся на биологические,
свойственные животным и человеку, и
социальные, которые носят исторический
характер, зависят от уровня экономики и
культуры. Осознанные обществом,
социальными группами, общностями и
индивидами потребности выступают как их
интересы. В психологии потребности —
особое состояние психики индивида,
ощущаемое или осознаваемое им «напряжение»,
«неудовлетворенность», — отражение
несоответствия между внутренним
состоянием и внешними условиями его
деятельности; обнаруживается во влечениях
и мотивах. Потребности динамичны, изменчивы,
на базе удовлетворенных возникают новые,
что связано с включением личности в
различные сферы и формы деятельности.
Потребности личности образуют как бы
иерархию, в основе которой витальные (в пище
и т. п.), а последующие ее уровни —
социальные потребности, высшее проявление
которых — потребности в самореализации,
самоутверждении, т.е. в творческой
деятельности.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ,
образ ранее воспринятого предмета или
явления (представление памяти,
воспоминание), а также образ, созданный
продуктивным воображением.
ПРИВЫЧКА,
сложившийся способ поведения,
осуществление которого в определенной
ситуации приобретает для индивида характер
потребности. Привычки могут складываться
стихийно, быть продуктом направленного
воспитания, перерастать в устойчивые черты
характера, приобретать черты автоматизма и
т.п.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ОТБОР, установление соответствия
психофизиологических особенностей
человека, его подготовленности и навыков
требованиям, предъявляемым спецификой
избранной трудовой деятельности.
Профессиональный отбор обязателен, напр.,
для космонавтов, летчиков, сотрудников
правоохранительных органов и др.
ПСИХИАТРИЯ (от психо... и
греч. iatreia — лечение), область клинической
медицины, изучает проявления, причины и
механизм развития психических болезней,
разрабатывает методы их лечения,
профилактики и организации помощи
психическим больным. Сформировалась в кон.
18 — нач. 19 вв. В процессе развития
психиатрии выделились отдельные
специальности, в частности детская
психиатрия, судебная психиатрия,
наркология.
ПСИХИКА
(от греч. psychikos — душевный), совокупность
душевных процессов и явлений (ощущения,
восприятия, эмоции, память и т.п.);
специфический аспект жизнедеятельности
животных и человека в их взаимодействии с
окружающей средой. Находится в единстве с
соматическими (телесными) процессами и
характеризуется активностью, целостностью,
соотнесенностью с миром (см. Интенция),
развитием, саморегуляцией,
коммуникативностью, адаптацией и т. д.
Появляется на определенной ступени
биологической эволюции. Высшая форма
психики — сознание — присуща человеку.
Изучается психологией.
ПСИХО... (от греч. psyche —
душа), часть сложных слов, указывающая на
отношение к психике (напр., психология).
ПСИХОАНАЛИЗ
(от психо... и анализ), метод психотерапии и
психологическое учение, развитое З. Фрейдом
в кон. 19 — нач. 20 вв., ставящее в центр
внимания бессознательные психические
процессы и мотивации. Вытеснение из
сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно
сексуальных) и травмирующих переживаний
рассматривается в психоанализе как главный
источник невротических симптомов и
различных патологических явлений (забываний,
ошибочных действий и т.п.). В основе
психотерапии — анализ вытесненных
комплексов с помощью свободных ассоциаций,
толкования сновидений и т.п. Психическая
структура личности в психоанализе:
бессознательное «Оно» (область влечений);
сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно»
посредством различных защитных механизмов;
«Сверх-Я» (область социальных норм и
нравственных установок). Послужил исходной
основой многообразных течений глубинной
психологии; оказал влияние на литературу,
литературоведение, искусствоведение и
другие гуманитарные науки.
ПСИХОЛИНГВИСТИКА, наука
о закономерностях порождения и восприятия
речевых высказываний.
ПСИХОЛОГИИ
ИНСТИТУТ РАН (ИПРАН), основан в 1971 в Москве.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ», научный журнал Института
психологии АН СССР, с 1980, Москва, 6 раз в год.
ПСИХОЛОГИЯ
(от психо... и logos — слово, учение), наука о
закономерностях, механизме и фактах
психической жизни человека и животных.
Основная
тема психологической мысли античности и
средних веков — проблема души (Аристотель,
«О душе»). В 17-18 вв. на основе
механистической философии складывается
детерминистский подход к психике. В сер. 19 в.
на стыке с физиологией возникает
экспериментальная психология (психофизика,
психофизиология и др.). В 1870-1880-х гг.
складывается как самостоятельная
дисциплина, отличная от философии и
физиологии. В русле идей неокантианства
возникла дуалистическая концепция «двух
психологий» — естественно-научной и
культурно-исторической (см. Понимающая
психология). Главные течения психологии 20 в.
— гештальтпсихология,
бихевиоризм,
психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно
в США) гуманистическая психология,
когнитивная психология. Отрасли психологии:
психофизиология, зоопсихология и
сравнительная психология, социальная
психология, детская психология и
педагогическая психология, возрастная
психология, психология труда, психология
творчества, медицинская психология,
патопсихология, нейропсихология,
инженерная психология, психолингвистика,
этнопсихология и др.
ПСИХОЛОГИЯ
ТРУДА, отрасль психологии, изучающая
психологические аспекты трудовой
деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. (см.
Психотехника) в связи с научной
организацией труда (НОТ) и решением
вопросов профессионального отбора,
профессиональной ориентации, борьбой с
профессиональным утомлением, несчастными
случаями и т.д. Широко применяются тесты;
получила развитие психология профессий (напр.,
авиационная, космическая психология,
психология конвейерного труда,
сельскохозяйственных профессий и т. д.).
Развивается в контакте с физиологией труда,
инженерной психологией, эргономикой,
технической эстетикой и др.
ПСИХОТЕРАПИЯ
(от психо... и терапия), психическое
воздействие (словом, поступками,
обстановкой) на больного с лечебной целью.
Выделяют рациональную психотерапию, или
разъяснение, внушение (в состоянии
бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная
тренировка) и др.
ПСИХОТЕХНИКА,
первоначальное обозначение отрасли
психологии, занимающейся вопросами трудовой деятельности человека. Термин
введен В. Штерном (1903), первая попытка
оформления как науки сделана Г.
Мюнстербергом (1908). Получила интенсивное
развитие в 1-й трети 20 в., в т. ч. в СССР. В
дальнейшем термин вышел из употребления,
проблемы и методы психотехники вошли в
сферу психологии труда, инженерной
психологии и др.
ПСИХОФИЗИКА,
раздел психологии, изучающий
количественные отношения между силой
раздражителя и величиной возникающего
ощущения. Основана Г. Фехнером во 2-й пол. 19 в.
Охватывает две группы проблем: измерение
порога ощущений, т.е. предела
чувствительности сенсорной системы
человека (закон Вебера — Фехнера и др.),
построение психофизических шкал (С. Стивенс
и др.).
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ,
раздел физиологии и психологии, изучающий
физиологические механизмы, обеспечивающие
реализацию психических процессов и явлений.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА, в широком смысле — вопрос об
отношении психических явлений к физическим,
в узком — о соотношении между психическими
и физиологическими (нейрогуморальными)
процессами. На базе механистической
философии 17 в. возникли два варианта
решения: психофизическое взаимодействие (Декарт;
сознание испытывает влияние тела — в
ощущениях, аффектах и т.п. и воздействует на
него — в актах воли) и психофизический
параллелизм (параллельное протекание
психических и физических процессов),
который обосновывался с различных позиций
Г. В. Лейбницем, Н. Мальбраншем, Д. Гартли и
приобрел особую популярность в 19 в.