Словарь. Г

Г

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ (от лат. hallucinatio — бред, видения), обман чувств, ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения. Обычно галлюцинации воспринимаются как реальные явления, но возможно и критическое отношение к ним. Различают слуховые (напр., слышание голосов, шума), зрительные (напр., видение людей, предметов, насекомых) и др. галлюцинации. Наблюдаются главным образом при психических заболеваниях. Галлюцинации следует отличать от иллюзий.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (нем. Gestalt — форма, образ, структура), одна из основных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии 1-й пол. 20 в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введенное Г. фон Эренфельсом понятие гештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Исходила из учения Ф. Брентано и Э. Гуссерля об интенциональности (см. Интенция) сознания. Главные представители — М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка провели исследования в области восприятия, принципы которых были перенесены на изучение мышления, а также личности (К. Левин). Центральный орган — журнал «Психологические исследования» (основан в 1921). Школа распалась в кон. 1930-х гг.  

ГИПНОЗ (от греч. hypnos — сон), искусственно вызываемое сноподобное состояние человека и высших животных, при котором торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отдельные ее участки; т. н. сторожевые пункты сохраняют возбудимость, обеспечивая контакт загипнотизированного с раздражителями. С наступлением наиболее глубокой, т. н. парадоксальной, фазы торможения, когда слабые раздражители (напр., слово) действуют эффективнее сильных (напр., боли), наблюдается высокая внушаемость.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Tiefenpsychologie), совокупное обозначение направлений психологии 20 в., сделавших предметом исследования т.н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на «поверхности» сознания (психоанализ З. Фрейда, «аналитическая психология» К. Г. Юнга, «индивидуальная психология» А. Адлера, неофрейдизм, эгопсихология и др.).

ГРАМОТНОСТЬ, определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать — к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т.н. функциональная грамотность).

ГРАФОЛОГИЯ (от графо... и logos — слово, учение), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.