Словарь. М

М

МАНТИКА (мантейя, мантия) (от греч. mantike — искусство прорицания), распространенное в Др. Греции и Риме искусство гадания с целью познания воли богов. Узнать волю богов можно было через вещего прорицателя (Сивиллы, Бакид, пифии), по полету птиц (ауспиции), через сны (ониромантия), по внутренностям животных, по расположению светил и небесным явлениям (астрология). В Др. Риме жрецы-гадатели объединялись в коллегии.  

МАТЕРИЯ (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность «мыслящей» субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв. Материя — центральная категория диалектического материализма.

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, одна из сократических школ древнегреческой философии 4 в. до н. э., эклектически сочетавшая идеи Сократа, элейской школы и софистов. Основана Евклидом из Мегары. Представители: Евбулид из Милета и Диодор Крон, к которым восходят многие традиционные софизмы («Лжец», «Куча» и т. п.), Стилпон из Мегары и др.

МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio — размышление), умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Состояние медитации является промежуточным между сном и бодрствованием. Методы медитации многообразны. Интерес к медитации и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (К.Г. Юнг).

В западной культуре понятие «медитация» относится к сфере размышления и обдумывания или рефлексии, однако восточное представление о медитации коренным образом отличается от западного. По восточным преданиям медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается «просветление». Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и духовной области. При высоком уровне овладения техникой медитации возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом мышления.

Самые ранние письменные источники, посвященные медитации, восходят к старым индуистским текстам и относятся примерно к 1500 г. до н. э., это Веды, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии. В 6 в. до н. э. началось развитие различных форм медитации: даоистской в Китае, буддистской в Индии, развитие йоги. Согласно древнегреческим источникам, первым в Древней Греции практику медитации ввел Пифагор (считается, что он научился этому в восточных странах), позднее она получила распространение у платонистов и неоплатонистов. В исламе приемы медитации получили распространение у суфиев. В христианстве их практиковали первые отшельники. С расколом церквей практика медитации, отчасти под влиянием знакомства с йогой получила особенное распространение на православном Афоне. У католиков «благочестивые размышления» можно также считать формой медитации.

В 11—12 вв. н.э. форма медитации, характерная для дзэн-буддизма, распространилась в Японии. К 1960-м гг. широкомасштабное увлечение медитацией охватило западный мир, здесь приобрел популярность западный вариант индуистской традиции.

Практикующие медитацию в западных странах, как правило, опираются на индуистскую или тибетскую традицию. Нередко медитацию называют гом, что по-тибетски примерно означает «стабильный, ясный, незамутненный, ничем не отвлеченный ум». В тибетском языке есть еще одно, более точное слово для обозначения медитации — «тингедзин» («тинг» означает «глубину», «тинге» — «способность неподвижно испытывать глубину ума», а «дзин» означает «удерживать», то есть быть способным удерживать неизменное состояние глубины ума). Другое тибетское обозначение медитации — «самтен». Самтен означает «испытывать стабильное состояние ума». Сначала практикующий медитацию проходит уровни самтен или «сконцентрированной медитации», затем уровни тингедзин.

Только после этого он может практиковать медитацию, целью которой является просветление. Первым условием для этого служит способность увидеть ум, как таковой, в его естественном состоянии, увидеть его подлинную работу. Для этого необходимо освободиться от посторонних мыслей. В Тибете монахи, практикующие медитацию спят не больше 7 часов в сутки (как правило с десяти вечера до пяти часов утра), а все остальное время медитируют. Это позволяет добиться результатов в короткий срок. После часа дня они не принимают пищу, только напитки. Их усилия должны увенчаться высочайшей наградой — достижением просветления или «второго рождения», впоследствии дваждырожденные выходят из вечного круга перерождений.

В для занятий медитацией с религиозными целями нужен учитель, но на Западе, для нерелигиозных целей, обходятся и без него. Для того, чтобы успешно заниматься медитацией, необходимо выполнить следующие условия. Четыре компонента, обеспечивающие успешную медитацию:

1. Спокойная обстановка, то есть отсутствие внешних стимулов, которые могут помешать медитации. Можно использовать в качестве отвлечения от внешних воздействий фоновую музыку, звуки природы, пение птиц и т.д.

2. Приспособление, облегчающее концентрацию. Большинству людей необходим объект концентрации, который является связующим звеном между всеми формами медитации. Приспособление для сосредоточения, по-видимому, дает возможность мозгу изменить свой обычный способ функционирования. В качестве такового можно использовать пламя свечи, блестящий круглый предмет, яркий предмет и т. д.

3. Пассивная установка. Ни в коем случае нельзя пытаться контролировать процесс медитации, важно не достичь внешних результатов, а овладеть техникой медитации. На начальных этапах отвлекающие мысли — обычное явление, необходимо учиться их отсекать и возвращать внимание к объекту концентрации.

4. Удобная поза. Мышечное напряжение мешает процессу концентрации и медитации, поэтому будет лучше, если большая часть тела будет иметь опору, исключая голову и шею, что предотвратит засыпание. Иногда снять мышечное напряжение помогает горячая ванна с добавлением ароматических масел.

Самыми распространенными формами концентрации являются концентрация при помощи мантр, при помощи счета и концентрация на дыхании:

Применение мантры «раз»

Одними из видов концентрации является концентрация на дыхании или на использовании мантры. Мантра помогает концентрации, идеально очищает разум от посторонних мешающих медитации мыслей. В буддийской культуре мантры имеют значение, сравнимое приблизительно со значением священных текстов или словесных формул. Однако в качестве мантры, используемой при медитации, может выступать простое короткое слово, не имеющее священного или культового значения, например, слово «раз». При концентрации на слове, не обладающем значением или эмоциональным содержанием, характер деятельности мозга начинает меняться.

Использование мантры «ом»

Однако довольно большому количеству практикующих медитацию в качестве мантры больше подходят наполненные священным содержанием и духовным значением слова древнего санскрита. Универсальной мантрой является слово «ом», которое, как правило, произносят медленно на выдохе, не концентрируясь на дыхании, затем мантру следует произносить не вслух, а про себя. Постепенно мантра перестает осознаваться как определенное слово.

Использование счета

Последняя мантра, которую можно использовать, если трудно достичь концентрации, это обыкновенный счет. Это один из наиболее простых способов концентрации, он хорошо подходит для начинающих. Каждый раз, делая вдох, следует произнести одно число (от 10 до 1 в обратном порядке) и представить его внутренним взором. Дойдя до 10, нужно начить счет в обычном порядке от 1 до 10.

Концентрация на дыхании

Нужно сосредоточиться на своем дыхании, переключить внимание с внешнего мира на спокойный и умиротворенный внутренний мир. Чтобы сконцентрироваться на дыхании не нужно делать особых усилий и фиксировать выдох или вдох, просто нужно ощущать вовлеченность в процесс дыхания, добиться того, что внимание было полностью поглощено именно этим.

МЕДИУМ (от лат. medium — середина, нечто среднее, промежуточное, посредствующее), в спиритизме — посредник между миром «духов» и людьми, через которого в состоянии транса передаются «сообщения» умерших; в парапсихологии — человек с необычными («медиумическими») способностями, напр. к сверхчувственному восприятию.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК (МСПН), основан в 1951. Входит в МСНС.

МЕЛАНХОЛИК (от греч. melain chole — черная желчь),

1) человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности.

2) Восходящее к Гиппократу обозначение одного из 4 темпераментов, характеризующегося повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств.

МИМИКА (от греч. mimikos — подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре — важный элемент актерского искусства.

МНЕМОНИКА (греч. mnemonika — искусство запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА (от греч mneme — память и techne — искусство),

1) то же, что мнемоника.

2) Цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется 2 артистами при помощи специально разработанного кода.  

МОЗГ, центральный отдел нервной системы животных и человека. Состоит из нервной ткани: серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон). У позвоночных различают головной мозг и спинной мозг. У беспозвоночных животных мозгом называется скопление нервных клеток на переднем конце тела.

МОТИВАЦИИ (побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.

МОТИВЫ, в психологии — то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

МЫШЛЕНИЕ, высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.