И
ИГРА,
вид непродуктивной деятельности,
мотив
которой заключается не в ее результатах, а в
самом процессе. В истории человеческого
общества переплеталась с магией, культовым
поведением и др.; тесно связана со спортом,
военными и другими тренировками,
искусством (особенно его исполнительными
формами). Имеет важное значение в
воспитании, обучении и развитии детей как
средство психологической подготовки к
будущим жизненным ситуациям. Свойственна
также высшим животным.
* * *
ИГРА,
форма деятельности в условных ситуациях.
Совершаемые во время игры реальные
действия, часто требующие сложной
умственной работы, специфических навыков и
умений, происходят в ситуации условной
реальности, осознаваемой в качестве
таковой самим играющим.
Игра
как феномен была предметом исследования
многих философов. По мнению И. Канта,
двойственность реальности, присущая игре
как виду деятельности, роднит игру с
искусством, которое тоже требует
одновременно верить и не верить в
реальность разыгрываемого конфликта. Ф.
Шиллер считал игру специфически
человеческой формой жизнедеятельности: «Человек
играет только тогда, когда он в полном
значении слова человек, и он бывает вполне
человеком лишь тогда, когда играет.
Происхождение игр связывается разными
исследователями с магико-культовыми
ритуалами или с врожденными биологическими
потребностями организма и психики человека.
Изучением
игр занимаются историки культуры,
этнографы и психологи. Существует
несколько концепций в подходе к феномену
игры: а) немецкого философа и психолога К.
Грооса; согласно ей игра есть
предварительная подготовка к условиям
будущей жизни; б) австрийского психолога К.
Бюлера, определяющего игру как
деятельность, совершаемую ради получения
удовольствия от самого процесса
деятельности; в) голландского ученого Ф.
Бейтендейка, рассматривающего игру как
форму реализации общих изначальных
влечений: к свободе, к слиянию с окружающей
средой, к повторению. З. Фрейд считал, что
игра замещает вытесненные желания. Г.
Спенсер относился к игре как к проявлению
избытка жизненных сил.
Одним
казалось, что они нашли источник и основу
игры в потребности дать выход избыточной
жизненной силе. По мнению других, живое
существо, играя, подчиняется врожденному
инстинкту подражания. Полагают, что игра
удовлетворяет потребности в отдыхе и
разрядке. Некоторые видят в игре
своеобразную предварительную тренировку
перед серьезным делом, которого может
потребовать жизнь, или рассматривают игру
как упражнение в самообладании. Иные опять-таки
ищут первоначало во врожденной потребности
что-то уметь или что-то совершать либо в
стремлении к главенству или соперничеству.
Наконец, есть и такие, кто относится к игре
как к невинной компенсации вредных
побуждений, как к необходимому восполнению
монотонной односторонней деятельности или
как к удовлетворению в некой фикции
невыполнимых в реальной обстановке желаний
и тем самым поддержанию чувства личности.
Нидерландский
мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга,
предпринявший фундаментальное
исследование игры (Homo ludens, «Человек
играющий») усматривает ее сущность в
способности приводить в восторг,
доставлять радость; он определяет ее как «добровольное
действие либо занятие, совершаемое внутри
установленных границ места и времени по
добровольно принятым, но абсолютно
обязательным правилам с целью, заключенной
в нем самом, сопровождаемое чувством
напряжения и радости, а также сознанием «иного
бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра,
существующая не только в человеческом, но и
в животном мире не поддается, по Хейзинге,
логической интерпретации, это в самом
полном смысле слова некое излишество.
Математическая
теория игр — раздел математики, изучающий
формальные модели принятия оптимальных
решений в условиях конфликта (иначе — в
условиях неопределенности).
Присущая
игре быстрая смена ситуаций, их
нестандартный характер и необходимость
приспособления к ним играющего делает ее
важнейшей составной частью обучения и
воспитания.
ИДЕАЛ (франц. ideal), образец,
нечто совершенное, высшая цель
стремлений.
"Идеал
—
представление высшего совершенства в каком-нибудь
отношении. В этом широком смысле слово И.
применяется одинаково и к отвлеченным и
конкретным предметам: И. добра, И. женской
красоты, И. государства, И. гражданина и т. д.
В этом общем смысле И. обыкновенно
противополагается действительности, как
чему то несовершенному. Такое
противоположение может приниматься в
трояком смысле: 1) И., противоречащий
действительности, может тем самым
признаваться за пустую фантазию; 2)
действительность, несоответствующая И.,
будет безусловно отвергаться как бытие
ложное и призрачное и 3) противоречие между
этими двумя терминами может пониматься как
задача их примирения, т. е. преобразовании
действительности по И., или воплощения его в
действительности. Первые два взгляда имеют
частную, относительную истинность,
поскольку бывают И. по существу своему
фантастичные, а с другой стороны бывает
действительность также по существу
негодная, неспособная к улучшению или
пересозданию. Но общая принципиальная
истина принадлежит только третьему взгляду:
совокупность космического и исторического
опыта указывает на И. осуществимые и
осуществляемые и на действительность
преобразуемую, усовершаемую; вся история
мира и человечества есть лишь постепенное
воплощение И. и преобразование худшей
действительности в лучшую, и когда
полагаются произвольные пределы этому
процессу — это обыкновенно означает лишь
тайное предпочтение дурного хорошему в
силу низших интересов и страстей. Особое
значение имеет понятие И. в области чистого
искусства, имеющего своею задачей
воплощение идей в чувственных формах, т. е.
создание конкретных И.. В общее
употребление слово И. стало входить с конца
прошлого и начала нынешнего столетия,
главным образом, благодаря Шиллеру. (Статья
выдающегося русского философа В. С.
Соловьева из «Энциклопедического словаря
Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907). Статья
приведена с сохранением орфографии и
пунктуации оригинала.)
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(от ср.-век. лат. identifico — отождествляю),
1)
признание тождественности, отождествление
объектов, опознание.
2)
В криминалистике — установление тождества
объекта или личности по совокупности общих
и частных признаков (напр., идентификация
личности по почерку, по следам рук и т. п.).
3)
В психологии и социологии — процесс
эмоционального и иного самоотождествления
личности с другим человеком, группой,
образцом.
4)
В технике, математике — установление
соответствия распознаваемого предмета
своему образу (знаку), называется
идентификатором.
5)
В химии — установление тождества
неизвестного химического соединения с
известным путем сравнения их физических и
химических свойств.
ИДЕОМОТОРНЫЙ
АКТ (от греч. idea — идея, образ и лат. motor —
приводящий в движение), появление нервных
импульсов, обеспечивающих какое-либо
движение при представлении об этом
движении.
ИДЕЯ (греч. idea),
1) первоначально «то, что
видно», «видимое» (как и эйдос), затем «видимая
сущность», прообраз. Платон называл идеей
умопостигаемые прообразы вещей
чувственного мира, истинное бытие. По Канту,
идеи — понятия разума, которым нет
соответствующего предмета в чувственном
опыте (свобода, бессмертие, бог).
2) Мысль, представление.
3) Намерение, план.
ИЛЛЮЗИИ
(от лат. illusio — обман), искаженное восприятие
действительности, обман восприятия,
1)
иллюзии как следствие несовершенства
органов чувств; свойственны всем людям (напр.,
оптические иллюзии).
2)
Иллюзии, обусловленные особым состоянием
психики (напр., страхом, снижением тонуса
психической деятельности); наличие ложно
воспринимаемого реального объекта
отличает иллюзии от галлюцинаций.
3)
Ложные представления, связанные с
определенными социальными установками
индивида.
4)
Несбыточные надежды.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, одно из направлений глубинной
психологии, основанное на учении А. Адлера.
В отличие от психоанализа считала основой
характера врожденное «социальное чувство»,
нуждающееся в воспитании; у невротиков и
асоциальных элементов (наркоманы и т. п.) это
чувство отсутствует и заменяется
стремлением к неосознанным фиктивным целям,
выявление которых — задача психотерапии.
Получила развитие главным образом в 1920-х гг.,
оказала влияние на неофрейдизм.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ,
неповторимое своеобразие какого-либо
явления, отдельного существа, человека;
противоположность общего, типичного, в
социальной психологии — коллективного (группового).
Как философское понятие разрабатывалось в
учениях об атоме (индивиде), монаде.
"Индивидуальность,
в самом широком смысле — отличительная
особенность какого-либо существа или
предмета, свойственная ему одному между
всеми и делающая его тем, чем он есть; в
более тесном смысле термин относится к
одним одушевленным существам, а в теснейшем
— только к единичным людям. И. есть нечто
положительное и неисчерпываемое никакими
отвлеченными определениями. Разум может
указывать только на значение этой стороны
бытия в общем ходе космического и
исторического процесса. Всякое развитие
есть выделение индивидуальных образований
из первоначальной слитности и безразличия.
Новейшая наука (особенно со времен Канта и
Лапласа) все более и более стремится
представить историю мира, как процесса
такого развития или постепенной
индивидуализации бытия. В истории
человечества И. становится сознательною и
самосознательною" (Из В.С. Соловьев «Индивидуальность».
Статья из «Энциклопедического словаря
Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907).
ИНДИВИДУАЦИЯ
(лат. individuatio), выделение единичного и
индивидуального из всеобщего. Принцип
индивидуализации (лат. principium individuationis) —
понятие философии Аристотеля; «первая
материя» как основа пространственно-временного
разделения, множественности вещей. В «аналитической
психологии» К. Г. Юнга — процесс
становления личности, ее созревания в
результате ассимиляции сознанием
содержания личного и коллективного
бессознательного.
ИНДИВИДУУМ (индивид) (от
лат. individuum — неделимое; особь):
1) Особь, каждый
самостоятельно существующий организм.
2) Отдельный человек;
личность.
ИНЖЕНЕРНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, отрасль науки, изучающая
психологические особенности труда
человека при взаимодействии его с
техническими средствами в процессе
производственной и управленческой
деятельности; результаты изысканий
используются для оптимизации деятельности
людей в системах «человек — машина», а
также в эргономике при проектировании
новых технических средств и технологий.
ИНСАЙТ
(англ. insight — проницательность, понимание),
непосредственное постижение, «озарение» (см.
Интуиция); в гештальтпсихологии момент
решения мыслительной задачи как внезапного
«замыкания поля».
ИНСТИНКТ
(от лат. instinctus — побуждение), совокупность
сложных врожденных реакций (актов
поведения) организма, возникающих в ответ
на внешние или внутренние раздражения;
сложный безусловный рефлекс (пищевой,
оборонительный, половой и др.). Инстинкты
человека контролируются его сознанием.
ИНТЕЛЛЕКТ
(от лат. intellectus — познание, понимание,
рассудок), способность мышления,
рационального познания. Латинский перевод
древнегреческого понятия нус («ум»),
тождественный ему по смыслу.
ИНТЕНЦИЯ
(от лат. intentio — стремление), термин,
обозначающий намерение, цель. В философии
стоиков интенция (греч. tonos — «напряжение»)
характеризует активную и упорядочивающую
функцию пневмы (или мирового вещества). В
средневековой философии термин «интенция»
использовался для обозначения воли и ее
целей.
ИНТЕРЕС
(от лат. interest — имеет значение, важно),
1)
в социологии — реальная причина социальных
действий, лежащая в основе
непосредственных побуждений — мотивов,
идей и т. п. — участвующих в них индивидов,
социальных групп.
2)
В психологии — отношение личности к
предмету как к чему-то для нее ценному,
привлекательному. Содержание и характер
интереса связаны как со строением и
динамикой мотивов и потребностей человека,
так и с характером форм и средств освоения
действительности, которыми он владеет.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
(от лат. interior — внутренний), переход извне
внутрь; психологическое понятие,
означающее формирование умственных
действий и внутреннего плана сознания
через усвоение индивидом внешних действий
с предметами и социальных форм общения.
ИНТРОВЕРТИВНЫЙ
(от лат. intro — внутрь и verto — поворачиваю,
обращаю), обращенный внутрь;
психологическая характеристика личности,
направленной на внутренний мир мыслей,
переживаний и т. п., самоуглубленной.
Понятие введено К. Г. Юнгом. См.
Экстравертивный.
ИНТРОЕКЦИЯ
(от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу), в
психологии — включение индивидом в свой
внутренний мир воспринимаемых им взглядов,
мотивов и установок других людей; основа
идентификации.
ИНТРОСПЕКЦИЯ
(от лат. introspecto — смотрю внутрь), то же, что
самонаблюдение.
ИНТУИЦИЯ (ср.-век. лат.
intuitio, от intueor — пристально смотрю),
постижение истины путем непосредственного
ее усмотрения без обоснования с помощью
доказательства; субъективная способность
выходить за пределы опыта путем мысленного
схватывания («озарения») или обобщения в
образной форме непознанных связей,
закономерностей.
"Интуиция
(от лат. Intuere — глядеть) — непосредственное
усмотрение чего-либо в качестве истинного,
целесообразного, нравственно доброго или
прекрасного. Противополагается рефлексии.
Отрицать И., как факт, невозможно, но было бы
неосновательно искать в ней высшую норму
философского познания, перед которою
рефлектирующее мышление теряло бы свои
права. Такая точка зрения (интуитивизм)
в сущности отнимает raison d'etre у самой
философии, задача которой — все данное во
внешнем и внутреннем восприятии проводить
отчетливо через рефлексию разума,
отбрасывая случайные и исключительные
свойства явлений и оставляя в результате
смысл всего, т.е. всеобщее и необходимое
содержание целого опыта. Интуитивность
или интуитивное отношение к предметам
занимает преобладающее, хотя и не
исключительное место в художественном
творчестве." (Статья
выдающегося русского философа В. С.
Соловьева из «Энциклопедического словаря
Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907). Статья
приведена с сохранением орфографии и
пунктуации оригинала.)
ИНФАНТИЛИЗМ
(от лат. infantilis — детский), сохранение у
взрослых особей физических и психических
черт, свойственных детскому возрасту. Может
быть общим и частичным (напр., половой
инфантилизм). Возникает при нарушениях
внутриутробного развития, внутренней
секреции, в результате перенесенных
заболеваний и т.п. Инфантилизм психический
— особенность психического склада
личности, обнаруживающей черты,
свойственные более раннему возрасту:
эмоциональная неустойчивость, незрелость
суждений, капризность и подчиняемость.