Словарь. А

А

АДАПТАЦИЯ социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.  

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину «эгоизм».

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и valentia — сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером.  

АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение),

1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).

2) Синоним научного исследования вообще.

3) В формальной логике — уточнение логической формы (структуры) рассуждения.

«АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (комплексная психология), направление глубинной психологии, основанной К. Г. Юнгом в 1913. Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной компенсации сознания и бессознательного, интеграция которых — путь к достижению целостности личности, ее индивидуации. Оказала влияние на психопатологию и психотерапию, а также философскую антропологию, историю культуры, этнологию, мифологию и др. Международное общество аналитической психологии (с 1958) и ежегодник «Эранос» (с 1933 — в Цюрихе), «Журнал аналитической психологии» (с 1955 — в Лондоне).

АНТИПАТИЯ (греч. antipatheia), чувство неприязни, нерасположения к кому-либо или чему-либо; ср. Симпатия.

АПАТИЯ (греч. apatheia, лат. tranquillitas animi), термин античной этики: «бесстрастие» как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему. Начальное значение апатии – полная свобода от страстей и аффектов в самом широком смысле. Этическое понятие апатии, восходящее к Платону, начало оформляться в кинической и мегарской школах; упоминается Аристотелем. Особое значение апатия приобрела в стоической этике и понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Стоики трактовали апатию как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего, 4 главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа понятие апатии приобрело особый оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, то есть устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей. В Средней Стое значение апатии временно сблизилось с перипатетической метриопатией. У поздних стоиков – Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия апатия выступает (иногда наряду с«безмятежностью») преимущественно в традиционном значении – как умение властвовать над собой. Через Филона Александрийского термин «апатия» усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости. У Плотина апатия вновь приобретает не-этическое значение (неаффицируемость умопостигаемого). В Новое время этическое понятие апатии используется Спинозой, а затем – Кантом («Антропология», 73-75; «Метафизика нравов», Ч. II. Введ., 16-17).

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — восприятие), понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т. п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой «эмпирической апперцепцией вводит понятие «трансцендентальной» апперцепции — изначального неизменного «единства сознания» как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции — восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, одно из основных направлений в психологии 17-19 вв. Главный объяснительный принцип психической жизни — понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций 17 в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в 18 в. различная трактовка ассоциативной психологии была дана Д. Гартли, Дж. Беркли и Д. Юмом.

АССОЦИАЦИЯ, в психологии — связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии. Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698).

АУТИЗМ (от греч. autos — сам), состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

АФФЕКТ (от лат. affeсtus — душевное волнение, страсть), бурная кратковременная эмоция (напр., гнев, ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель; состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими. В уголовном праве сильное душевное волнение, вызванное неправомерными действиями потерпевшего, считается смягчающим ответственность обстоятельством.