А
АДАПТАЦИЯ
социальная, процесс взаимодействия
личности или социальной группы со средой
социальной; включает усвоение норм и
ценностей среды в процессе социализации, а
также изменение, преобразование среды в
соответствии с новыми условиями и целями
деятельности.
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme,
от лат. alter — другой), бескорыстная забота о
благе других людей. Термин введен О. Контом как
противоположный по смыслу термину «эгоизм».
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
(от лат. ambo — оба и valentia — сила),
двойственность переживания, когда один и
тот же объект вызывает у человека
одновременно противоположные чувства, напр.
любви и ненависти, удовольствия и
неудовольствия; одно из чувств иногда
подвергается вытеснению и маскируется
другим. Термин введен Э. Блейлером.
АНАЛИЗ (от греч. analysis —
разложение),
1) расчленение (мысленное
или реальное) объекта на элементы; анализ
неразрывно связан с синтезом (соединением
элементов в единое целое).
2) Синоним научного
исследования вообще.
3) В формальной логике — уточнение логической формы (структуры) рассуждения.
«АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ» (комплексная психология),
направление глубинной психологии,
основанной К. Г. Юнгом в 1913. Исходит из
понимания психики как автономной
саморегулирующей системы, основанной на
взаимной компенсации сознания и
бессознательного, интеграция которых —
путь к достижению целостности личности, ее
индивидуации. Оказала влияние на
психопатологию и психотерапию, а также
философскую антропологию, историю культуры,
этнологию, мифологию и др. Международное
общество аналитической психологии (с 1958) и
ежегодник «Эранос» (с 1933 — в Цюрихе), «Журнал
аналитической психологии» (с 1955 — в Лондоне).
АНТИПАТИЯ
(греч. antipatheia), чувство неприязни,
нерасположения к кому-либо или чему-либо; ср.
Симпатия.
АПАТИЯ
(греч. apatheia, лат. tranquillitas animi), термин античной
этики: «бесстрастие» как отсутствие
аффекта или невосприимчивость к нему.
Начальное значение апатии – полная свобода
от страстей и аффектов в самом широком
смысле. Этическое понятие апатии,
восходящее к Платону, начало оформляться в
кинической и мегарской школах; упоминается
Аристотелем. Особое значение апатия
приобрела в стоической этике и понималась
как существенное свойство добродетельного
состояния (мудрости), изоморфного конечной
цели. Стоики трактовали апатию как
позитивную способность преодолевать
аффекты (прежде всего, 4 главные «страсти»:
печаль, страх, вожделение и наслаждение),
возникающие в результате ошибочной оценки
«внешних» вещей. У Хрисиппа понятие апатии
приобрело особый оттенок: «несогласие» на
аффект есть проявление общей «невосприимчивости»
разумного начала к ошибочным суждениям,
верного понимания «природы» и мировой
необходимости, то есть устойчивого
интеллектуально-нравственного состояния,
позволяющего быть выше превратностей. В
Средней Стое значение апатии временно
сблизилось с перипатетической
метриопатией. У поздних стоиков – Сенеки,
Эпиктета и Марка Аврелия апатия выступает (иногда
наряду с«безмятежностью») преимущественно
в традиционном значении – как умение
властвовать над собой. Через Филона
Александрийского термин «апатия»
усваивается раннехристианской этикой и
используется для характеристики святости.
У Плотина апатия вновь приобретает не-этическое
значение (неаффицируемость
умопостигаемого). В Новое время этическое
понятие апатии используется Спинозой, а
затем – Кантом («Антропология», 73-75; «Метафизика
нравов», Ч. II. Введ., 16-17).
АППЕРЦЕПЦИЯ
(от лат. ad — к и perceptio — восприятие), понятие
философии и психологии нового времени,
ясное и осознанное восприятие какого-либо
впечатления, ощущения и т. п.; введено
Г.
Лейбницем в отличие от бессознательной
перцепции. И. Кант наряду с этой «эмпирической
апперцепцией вводит понятие «трансцендентальной»
апперцепции — изначального неизменного «единства
сознания» как условия всякого опыта и
познания, позволяющего синтезировать
многообразные восприятия. В основанной В.
Вундтом психологии апперцепции —
восприятие, требующее напряжения воли. В
современной психологии синоним восприятия.
АССОЦИАТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, одно из основных направлений в
психологии 17-19 вв. Главный объяснительный
принцип психической жизни — понятие
ассоциации. Исходила из механистических
философских концепций 17 в. (Т. Гоббс,
Дж. Локк,
Б. Спиноза), в 18 в. различная трактовка
ассоциативной психологии была дана Д.
Гартли, Дж. Беркли и Д. Юмом.
АССОЦИАЦИЯ,
в психологии — связь, возникающая при
определенных условиях между двумя или
более психическими образованиями (ощущениями,
двигательными актами, восприятиями, идеями
и т. п.); основное понятие ассоциативной
психологии. Различают ассоциации по
смежности (в пространстве или времени),
сходству и контрасту. Термин введен Дж.
Локком (1698).
АУТИЗМ
(от греч. autos — сам), состояние психики,
характеризующееся преобладанием замкнутой
внутренней жизни и активным отстранением
от внешнего мира.
АФФЕКТ
(от лат. affeсtus — душевное волнение, страсть),
бурная кратковременная эмоция (напр., гнев,
ужас), возникающая, как правило, в ответ на
сильный раздражитель; состояние, снижающее
способность лица понимать значение своих
действий или руководить ими. В уголовном
праве сильное душевное волнение, вызванное
неправомерными действиями потерпевшего,
считается смягчающим ответственность
обстоятельством.