В
ВКУС,
ощущение, возникающее при воздействии
различных растворимых веществ на вкусовые
рецепторы, расположенные у позвоночных
главным образом в языке. Основные вкусовые
ощущения: горькое, сладкое, кислое, соленое.
Вкус влияет на аппетит и пищеварение,
зависит от физиологического состояния. При
некоторых болезнях может быть извращен. У
большинства беспозвоночных органами
общего химического чувства (вкус и обоняние)
служат сенсиллы и другие хеморецепторы.
ВНИМАНИЕ,
сосредоточенность и направленность
психической деятельности на определенный
объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное)
и произвольное (активное), когда выбор
объекта внимания производится сознательно,
преднамеренно. Характеристики внимания:
устойчивость, объем (количество объектов,
которое может быть воспринято и
запечатлено человеком в относительно
короткий момент времени), распределенность
(способность одновременно удерживать в
поле сознания объекты различных
деятельностей), возможность переключения.
ВНУТРЕННЯЯ
РЕЧЬ,
1)
речь, обращенная к самому себе, и т. н.
внутренняя программа высказывания, не
реализуемые в звучащей речи.
2)
Артикуляторные движения, не сопровождаемые
звуком («внутреннее проговаривание»).
Изучение внутренней речи способствует
пониманию закономерностей мышления и его
взаимоотношений с речью.
ВНУШЕНИЕ
(суггестия),
1)
в психологии — воздействие на личность,
приводящее либо к появлению у человека
помимо его воли и сознания
определенного
состояния, чувства, отношения, либо к
совершению человеком поступка,
непосредственно не следующего из
принимаемых им норм и принципов
деятельности. Объектом внушения может быть
как отдельный человек, так и группы,
коллективы, социальные слои (массовое
внушение).
2)
В медицине — метод психотерапии —
целенаправленное словесное воздействие на
психику больного с лечебной целью.
Проводится в состоянии бодрствования и в
гипнозе.
ВОЛЯ,
способность к выбору деятельности и
внутренним усилиям, необходимым для ее
осуществления. Специфический акт,
несводимый к сознанию и деятельности как
таковой. Осуществляя волевое действие,
человек противостоит власти
непосредственно испытываемых потребностей,
импульсивных желаний: для волевого акта
характерно не переживание «я хочу», а
переживание «надо», «я должен», осознание
ценностной характеристики цели действия.
Волевое поведение включает принятие
решения, часто сопровождающееся борьбой
мотивов (акт выбора), и его реализацию.
ВООБРАЖЕНИЕ
(фантазия), психическая деятельность,
состоящая в создании представлений и
мысленных ситуаций, никогда в целом не
воспринимавшихся человеком в
действительности. Различают воссоздающее
воображение и творческое воображение.
ВОСПИТАНИЕ,
целенаправленное развитие человека,
включающее освоение культуры, ценностей и
норм общества. Осуществляется через
образование, а также организацию
жизнедеятельности определенных общностей.
В воспитании взаимодействуют личность,
семья, государственные и общественные
институты; учебно-воспитательные заведения,
средства массовой коммуникации,
религиозные институты, общественные
организации и др.
ВОСПРИЯТИЕ,
сложный процесс приема и преобразования
информации, обеспечивающий отражение
объективной реальности и ориентировку в
окружающем мире. Как форма чувственного
отражения предмета включает обнаружение
объекта как целого, различение отдельных
признаков в объекте, выделение в нем
информативного содержания, адекватного
цели действия, формирование чувственного
образа.
ВРЕМЯ
РЕАКЦИИ человека, интервал времени от
момента поступления сигнала до ответной
реакции организма. Время реакции является
одним из критериев, по которому можно
судить о пригодности человека к таким
профессиям, как оператор, диспетчер, шофер,
космонавт, и учитывается при расчетах
автоматических систем управления и т.п.
Среднее время реакции 0,15-0,4 с.
ВТОРАЯ
СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, свойственная человеку
система условно-рефлекторных связей,
формирующихся при воздействии речевых
сигналов, т.е. не непосредственного
раздражителя, а его словесного обозначения.
Вторая сигнальная система возникает на
базе первой сигнальной системы в процессе
общения между людьми. Понятие о второй
сигнальной системе ввел в 1932 И.
П. Павлов.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
ДВИЖЕНИЯ, выражают психические (особенно
эмоциональные) состояния животных и
человека, проявляются в мимике, пантомимике,
интонации голоса, жестах и т. д.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельность высших отделов
центральной нервной системы (коры больших
полушарий и подкорковых центров),
обеспечивающая наиболее совершенное
приспособление животных и человека к
окружающей среде. В основе высшей нервной
деятельности лежат условные рефлексы и
сложные безусловные рефлексы (инстинкты,
эмоции и др.). Для высшей нервной
деятельности человека характерно наличие
не только 1-й сигнальной системы,
свойственной и животным, но и 2-й сигнальной
системы, связанной с речью и свойственной
только человеку. Учение о высшей нервной
деятельности создано И. П. Павловым.
ВЫТЕСНЕНИЕ,
защитный механизм психики, состоящий в
изгнании из сознания неприемлемых для него
переживаний — влечений и импульсов, а также
их производных — эмоций, воспоминаний и др.;
одно из основных понятий психоанализа.
ВЮРЦБУРГСКАЯ
ШКОЛА, направление экспериментального
исследования мышления в 1900-х гг., центр —
психологический институт в г. Вюрцбург (Германия).
Основатель — О. Кюльпе, главные
представители — Н. Ах и К. Бюлер. Опираясь на
учение об интенциональности сознания Ф.
Брентано и Э. Гуссерля и критикуя
ассоциативную психологию, выдвинула тезис
о несводимости мышления к содержанию
чувственных представлений, его безобразном
характере и т.п. Оказала влияние на
гештальтпсихологию.