Р
РАЗВИТИЕ, биологический
процесс тесно взаимосвязанных
количественных (рост) и качественных (дифференцировка)
преобразований особей с момента зарождения
до конца жизни (индивидуальное развитие,
или онтогенез) и в течение всего времени
существования жизни на Земле их видов и
других систематических групп (историческое
развитие, или филогенез).
РЕАКТОЛОГИЯ
(от реакция и logos — слово, учение),
направление в психологии 20-х гг. в СССР,
трактовавшее психологию как «науку о
поведении» живых существ (в т.ч. и человека).
Основано К. Н. Корниловым. Центральное
понятие — реакция как универсальная
характеристика живых существ.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (от позднелат. reminiscentia — воспоминание):
1)
Смутное воспоминание, отголосок.
2)
В поэтическом и музыкальном произведении
черты, наводящие на воспоминание о другом
произведении; обычно — результат
невольного заимствования автором чужого
образа, мотива, стилистического приема,
интонационно-ритмического хода. В
современном искусстве встречается как
сознательный прием, рассчитанный на память
и ассоциативное восприятие читателя (слушателя).
РЕПРОДУКЦИЯ (от ре... и лат. produco — произвожу):
1)
Воспроизведение.
2)
Воспроизведение полиграфическими или
другими средствами произведений
изобразительного искусства (картина,
рисунок, фотоснимок и т. п.).
3)
В психологии — воспроизведение
удержанного в памяти.
4)
В биологии — воспроизведение организмами
себе подобных; то же, что размножение.
РЕФЛЕКСОЛОГИЯ
(от рефлексы и logos — слово, учение),
естественнонаучное направление в
психологии, распространенное в 1900-1920-х гг.
главным образом в России и связанное с
деятельностью В.М. Бехтерева. Считая вслед
за И.М. Сеченовым, что всякий мыслительный
процесс имеет объективное проявление,
представители рефлексологии изучали все
рефлексы, протекающие с участием головного
мозга. Рефлексология была подвергнута
резкой критике в кон. 20-х гг.
РЕФЛЕКСЫ
(от лат. reflexus — повернутый назад, отраженный),
реакции организма на раздражения
рецепторов. Возникшее возбуждение
передается в центральную нервную систему,
которая отвечает на него также
возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным,
секреторным и др.) нервам передается к
различным органам (мышцам, железам и др.). В
1863 И. М. Сеченов высказал мысль, что «все
акты сознательной и бессознательной жизни
по способу происхождения суть рефлексы».
Это положение было развито И.П. Павловым в
его учении о высшей нервной деятельности.
Врожденные рефлексы Павлов назвал
безусловными, а вырабатываемые в течение
жизни — условными.
РЕЧЬ,
один из видов коммуникативной деятельности
человека — использование средств языка для
общения с другими членами языкового
коллектива. Под речью понимают как процесс
говорения (речевую деятельность), так и его
результат (речевые произведения,
фиксируемые памятью или письмом).
РИГИДНОСТЬ
(от лат. rigidus — твердый),
1)
в физиологии — функциональное состояние
скелетных мышц, выражающееся в чрезмерной
их напряженности (сократившись, мышцы
длительное время остаются твердыми).
Возникает при некоторых нарушениях
деятельности центральной и периферической
нервной системы.
2)
Ригидность психическая — недостаточные
подвижность, переключаемость,
приспособляемость мышления,
установок и др.
по отношению к меняющимся требованиям
среды. Наблюдается при ряде психических
заболеваний.