Содержание

Теоретическая часть

Практическая часть

Итоговый тест

 

 

Методическое

приложение к учебнику

    Список основных понятий курса

    Методические указания студентам

    Методические указания преподавателям

    Требования к уровню подготовки студентов

    Темы рефератов, проектных заданий и контрольные вопросы

    Литература и электронные ресурсы

Для открытия следующих страниц необходимо нажать левой кнопкой мыши на подчёркнутых словах!

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация:

"Список основных понятий курса"

 Раздел 1. Психологические аспекты информатизации как общеисторического процесса

Тема 1. Компьютеризация в психолого-педагогической практике как часть общественного процесса информатизации

Определение понятий информатизация, компьютеризация, информационная технология, новые информационные технологии обучения. Влияние информатизации на психическое развитие современного человека. Проблемы, возникающие в ходе компьютеризации в психолого-педагогической практике.

Тема 2. Компьютерная зависимость как следствие информатизации современного общества

Различные подходы к определению компьютерной зависимости. Симптомы, стадии и виды компьютерной зависимости. Факторы, способствующие компьютерной зависимости. Психика детей подросткового возраста как наиболее уязвимая при развитии компьютерной зависимости. Влияние экстраверсии и интроверсии на компьютерную зависимость.

  Раздел 2. Компьютерные технологии в работе практического психолога образования

Тема 3. Предмет и задачи практической психологии образования. Деятельность и личность практического психолога

Практическая психология образования как область психологического знания. Связь психологии и педагогики. История развития психологической службы образования в России и за рубежом. 

Различные аспекты психологической службы в школе: научный, прикладной, практический и организационный. Основная цель и задачи практической психологии в школе. Теоретические основы работы практического психолога в школе. Основные виды деятельности практического психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика и коррекция. Профессиональные умения и личные качества школьного психолога.

Тема 4. Использование компьютера в психодиагностической работе психолога

Компьютерная психодиагностика как специальная область профессиональной деятельности психолога. Цели и задачи, решаемые компьютерной психодиагностикой.

История возникновения психологической диагностики как науки. Общие принципы проведения психолого-педагогического диагностического обследования: процедура обследования, основные этапы, формулировка проблемы, выбор метода, формулировка диагноза. Принципы психологической диагностики: принцип гуманности, принцип комплексного изучения детей, принцип всестороннего и целостного изучения ребёнка, принцип динамического изучения детей, качественно-количественный принцип. Этические принципы работы практического психолога: принцип не нанесения ущерба, принцип компетентности, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности. Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение. История создания психологических тестов и компьютерной психодиагностики.

Разные основания классификации методик психодиагностики. Формальная диагностика: тесты, опросники и анкеты, проективные методики, психофизиологические методики. Тип обследования: индивидуальное и групповое. Вербальные и невербальные методики. Бланковые, аппаратурные, компьютерные методики. Методики изучения интеллекта, социальных способностей, личностных особенностей, знаний и умений.

Требования к построению и проверке компьютерных психодиагностических методик. Стандартизация компьютерных методик. Надёжность психодиагностических методик и способы её установления. Валидность психодиагностических методик.

Тема 5. Компьютерные технологии и психокоррекционная работа психолога

Понятия «развитие» и «коррекция» в деятельности психолога. Возможности компьютера в коррекционной работе школьного психолога. Коррекция познавательной сферы, межличностных отношений. Коррекция личности, профессиональных интересов и склонностей. Коррекция мотивации учения и учебной деятельности. Формы коррекционной и развивающей работы психолога с использованием компьютера. Компьютерные развивающие программы.

Тема 6. Психологическое консультирование в Интернете

Консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога. Принципы психологического консультирования. Формы консультирования: по времени, по содержанию, по признаку построения консультативного процесса. Технология проведения психологической консультации. Позиции психолога в ходе консультации. Психологическое консультирование на расстоянии с использованием новых информационных технологий. Положительные и отрицательные стороны психологического консультирования в Интернете.

Раздел 3. Психологические аспекты использования компьютерных технологий в работе учителя

Тема 7. Психологические проблемы компьютеризации образования

Психологические барьеры, возникающие на пути компьютеризации образования. Отношение учителей и учащихся к использованию компьютерных технологий в обучении. Объективные и субъективные трудности на пути компьютеризации образования. Психологические проблемы построения диалога «обучаемый – компьютер». Понятие «общение» в психологии. Особенности педагогического общения. Психологические проблемы индивидуализации в обучении с использованием компьютерных технологий. Негативные психологические факторы компьютерного обучения.

Тема 8. Педагогические программные средства в работе учителя

Определение понятий педагогическое программное средство, обучающая компьютерная система, электронный учебник, компьютерная обучающая программа. Классификации педагогических программных средств.

Эмоциональное воздействие педагогических программных средств на обучаемых. Мотивация учения. Развитие познавательной сферы личности в процессе использования ППС. Возможности компьютера в развитии творческих способностей учащихся.

Тема 9. Восприятие как познавательныый процесс и его влияние на эффективность педагогический программных средств

Наглядность как совокупность воздействий на органы чувств обучаемого. Восприятие как один из познавательных процессов. Особенности и свойства восприятия. Иллюзии восприятия. Принципы построения визуальных средств обучения с учётом особенностей человеческого восприятия. Структура текста и рисунков в педагогических программных средствах. Эффективное представление текста и других материалов на экране.

Тема 10. Психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств.

Психологические основы программированного обучения. Идеи психологической теории бихевиоризма в программированном обучении (Б Скиннер). Структура педагогических программных средств. Линейная, разветвлённая  и смешанная программы. Теория алгоритмизированного обучения (Л.Н. Ланда). Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.