Содержание

Теоретическая часть

Практическая часть

Итоговый тест

 

 

Методическое

приложение к учебнику

    Список основных понятий курса

    Методические указания студентам

    Методические указания преподавателям

    Требования к уровню подготовки студентов

    Темы рефератов, проектных заданий и контрольные вопросы

    Литература и электронные ресурсы

Для открытия следующих страниц необходимо нажать левой кнопкой мыши на подчёркнутых словах!

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация:

"Методические указания студентам"

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Компьютерная зависимость как следствие информатизации современного общества.

Цель занятия: проследить историю изучения компьютерной зависимости, выявить симптомы этих феноменов, стадии и методы изучения, факторы, способствующие компьютерной зависимости.

Основные понятия: компьютерная зависимость, симптомы, стадии и виды компьютерной зависимости, патология, психическое развитие.

 

План занятия

1. Подходы к определению компьютерной зависимости, её критерии.

2. Симптомы, стадии и виды компьютерной зависимости.

3. Факторы, способствующие развитию компьютерной зависимости.

4. Норма и патология в использовании компьютерных технологий.

5. Уязвимость психики подростка при формировании компьютерной зависимости.

 
Вопросы для обсуждения

Как соотносятся понятия компьютерная и интернет-зависимости?

Какие симптомы говорят о наличии компьютерной и интернет-зависимости?

Какие факторы способствуют развитию компьютерной зависимости?

В каком возрастной периоде психика ребёнка наиболее уязвима при возникновении компьютерной зависимости? Почему?

Как справиться с компьютерной зависимостью у детей?

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Могилёва, В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и  их учет в работе с  компьютером: Учебное пособие для студ. образов. учрежд. средн. проф. образования / В.Н. Могилёва.- М: Академия, 2007.- 272 с.

  2. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: Можайск-Терра, 2000.

  3. Янг К. Диагноз - интернет–зависимость // Мир Интернет. - 2000. -  №2. - С 24-29.

Дополнительная

  1. Могилёва, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет  в  работе  с  компьютером: Учебное пособие для студ. образов. учрежд. средн. проф. образования / В.Н. Могилёва.- М: Академия, 2007.- 240 с.

  2. Психология: Учебник для  гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб: Питер, 2006.- 656с.- (Учебник  нового века).

  3. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха.- СПб: Питер, 2006.-1096 с.: ил.

  4. Сластенин, В.А. Психология и  педагогика: Учебное пособие для студ. вузов / В.А. Сластенин, В.П.Каширин.- 4-е изд., стер.- М: Академия, 2006.- 480 с.- (Высшее  профессиональное образование).

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Предмет и задачи практической психологии образования.

Деятельность и личность практического психолога.

Цель занятия: определить предмет и задачи практической психологии образования, познакомить студентов с основными особенностями работы школьного психолога.

Основные понятия: практическая психология образования, психологическая служба в школе, психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, консультирование, психологическое просвещение.

План занятия

1. Практическая психология как отрасль психологической науки. Предмет, задачи и цель психологической службы в школе.

 

2. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом.

3. Кабинет психолога и организация рабочего места.

4. Принципы деятельности практического психолога.

5. Практический психолог как профессионал и как личность.

 
Вопросы для обсуждения

В чём заключаются основные задачи практической психологии образования как отрасли психологической науки?

Какими принципами руководствуется психолог в своей практической деятельности?

Какое место занимают компьютерные технологии в организации рабочего места практического психолога образования?

Какими основными личностными качествами должен обладать практический психолог?

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учебное  пособие для студ. вузов / Е.И.Изотова .- М: Академия, 2007.- 288 с.

  2. Овчарова, Р.В. Практическая психология  образования: Учебное пособие  для  студентов  вузов /  Р.В. Овчарова.- 3-е изд., стер.- М: Академия, 2007.- 448 с.- (Высшее  профессиональное образование).

  3. 3. Психологическая служба в  современном образовании: Рабочая  книга / Под ред. И.В. Дубровиной.- СПб: Питер, 2009.- 400 с.- (Практическая психология).

Дополнительная

  1. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха.- СПб: Питер, 2006.- 1096 с.: ил.

  2. Методы  и  техники  практической психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.М.Попова, С.В.Петрушина.- 2-е  изд., испр. и доп.- СПб: Речь, 2007.- 224 с.

  3. Справочник практического  психолога / И.Г. Малкина-Пых.- М: ЭКСМО, 2007.- 784 с.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Использование компьютера в психодиагностической работе психолога.

Цель занятия: познакомить студентов с методами психологической диагностики, изучить специфику компьютерной психодиагностики, выявить положительные и отрицательные особенности компьютерной психодиагностики, освоить навыки проведения диагностики с использованием современных технологий и компьютерных методик.

Основные понятия: метод, компьютерные методики, компьютерные технологии, тест, эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, познавательные процессы, личность, ввод данных, обработка результатов.

 

План занятия

1. Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.

2. Требования к построению и проверке психодиагностических методик.

3. Техника безопасности и охрана здоровья при проведении компьютерного тестирования.

4. Особенности проведения компьютерного тестирования.

5. Положительное и отрицательное  в диагностике с помощью компьютера.

6. Ознакомление с компьютерными диагностическими методиками (исследование познавательных процессов и личности школьников).

Необходимое материальное обеспечение: компьютер, компьютерные программы для диагностики свойств нервной системы, познавательных процессов, особенностей личности (Тест Айзенка, Люшера, MMPI, определение риска появления стресса, тесты Равенна, Спилбергера, Лири и др.).

Вопросы для обсуждения

Почему тестирование относят к одному из основных методов психодиагностики?

Что такое валидность теста?

Какие две основные сферы человеческой психики обычно исследует психолог?

В чём состоят положительные и отрицательные особенности компьютерной психодиагностики?

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учебное  пособие для студ. вузов / Е.И.Изотова.- М: Академия, 2007.- 288 с.

  2. Овчарова, Р.В. Практическая психология  образования: Учебное пособие  для  студентов  вузов / Р.В. Овчарова.- 3-е изд., стер.- М: Академия, 2007.- 448 с.- (Высшее  профессиональное образование).

  3. Психологическая служба в  современном образовании: Рабочая  книга / Под ред. И.В. Дубровиной.-СПб: Питер, 2009.- 400 с.- (Практическая психология).

Дополнительная

  1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук.- СПб: Питер, 2006.- 351 с.: ил.-(Учебник нового века).

  2. Психодиагностика: Справочник  практического психолога/Под общ. ред. С.Т. Посоховой.-М: АСТ, 2006.- 672 с.: ил.

  3. Психологическая  диагностика: Учебник для студ. вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича.- 3-е изд., перер. и  доп.- СПб: Питер, 2008.- 652 с.: ил.-(Учебник для вузов).

  4. Психолого-педагогическая  диагностика: Учеб. пособ. для студ. вузов / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.- 5-е изд., стер.- М: Академия, 2008.- 320 с.

  5. Справочник практического  психолога / И.Г. Малкина-Пых.- М: ЭКСМО, 2007.- 784 с.

Электронные ресурсы

  1. Электронный диск. Психологическое тестирование личности. Теория и практика. В 2-х дисках. - Тестовые методики, Личность, Мотивация, Потребности, Межличностные отношения, Традиционные методики, Экспериментальные методики, Профессиональные психологические тесты, Бланки опросников тестов, Психологическое тестирование.

  2. Электронный диск. Психологическое тестирование детей и подростков. Для школьных психологов и родителей.

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

Компьютерные технологии и психокоррекционная работа психолога

 Цель занятия: исследовать понятия «коррекция» и «развитие», проанализировать возможности коррекционной и развивающей работы практического психолога в школе с использованием компьютера, изучить комплекс компьютерных развивающих игр для детей разных возрастных групп.

Основные понятия: коррекция, психическое развитие, мотивация, интересы, межличностные отношения, познавательная сфера, компьютерная развивающая программа.

План занятия

1. Понятия «коррекция» и «развитие» в деятельности психолога.

2. Возможности развивающей работы школьного психолога с использованием компьютера.

3. Коррекция познавательной сферы, межличностных отношений.

4. Коррекция личности, профессиональных интересов и склонностей.

5. Коррекция мотивации учения и учебной деятельности.

6. Компьютерные развивающие программы для детей разных возрастных групп.

Вопросы для обсуждения

В чём заключается связь между диагностикой и коррекцией как видами деятельности практического психолога?

Какие существуют основные формы психологической коррекции?

В чём ограничен школьный психолог в отношении развития психики детей с использованием компьютера?

Какие психологические особенности обычно требуют коррекции в младшем школьном, в подростковом и в юношеском возрасте?

В чём заключаются трудности при создании компьютерных развивающих программ для детей разных возрастных групп?

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учебное  пособие для студ. вузов / Е.И.Изотова.- М: Академия, 2007.- 288 с.

  2. Овчарова, Р.В. Практическая психология  образования: Учебное пособие  для  студентов  вузов / Р.В. Овчарова.- 3-е изд., стер.- М: Академия, 2007.-448 с.- (Высшее  профессиональное образование).

  3. Психологическая служба в  современном образовании: Рабочая  книга / Под ред. И.В. Дубровиной.-СПб: Питер, 2009.- 400 с.- (Практическая психология).

            Дополнительная

  1. Методы  и  техники  практической психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Попова, С.В. Петрушина.- 2-е  изд., испр.и доп.- СПб: Речь, 2007.- 224 с.

  2. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студ. вузов / А.А. Осипова.-М: Сфера, 2007.- 512 с.

  3. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической  коррекции: Учебное пособие для  студентов  вузов / О.В.Хухлаева.-М: Академия, 2008.- 208 с.- (5-е изд., стер.).

Электронные ресурсы

  1.  Электронный диск. Несерьезные уроки. Учимся мыслить логически. Д. 1 Возраст 4-7 лет: Сборник занимательных игр на сообразительность.

  2. Электронный диск. Несерьезные уроки. Учимся мыслить логически. Д. 2. Возраст 8-16 лет: Сборник занимательных игр на сообразительность.

  3. Электронный диск. Несерьезные уроки. Учимся запоминать. Возраст 3-6 лет: Сборник игр, развивающих память и смекалку.

  4. Электронный диск. Несерьезные уроки. Учимся рисовать. Возраст 5-10 лет: Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета.

  5. Электронный диск. Несерьезные уроки. Учимся думать. Возраст 5-9 лет: Сборник занимательных игр, развивающих навыки мышления.

  6. Электронный диск. Несерьезные уроки. Учимся анализировать. Возраст 4-8 лет: Сборник игр для тренировки логики и памяти.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Восприятие как познавательный процесс и его влияние на эффективность педагогических программных средств.

 Цель занятия: систематизировать знания о восприятии как познавательном процессе, познакомить студентов с основными принципами построения педагогических программных средств с учётом особенностей человеческого восприятия.

Основные понятия: когнитивные процессы, восприятие, педагогические программные средства. 

План занятия

1.      Психологическая характеристика восприятия. Особенности, свойства и иллюзии восприятия.

2.      Наглядность как совокупность воздействий на органы чувств обучаемого.

3.      Принципы построения визуальных средств обучения с учётом особенностей человеческого восприятия.

4.      Эффективное представление текста и других материалов на экране монитора.

Вопросы для обсуждения

В чём состоят особенности восприятия как познавательного процесса?

Что такое наглядность в образовательном процессе?

Какие существуют принципы построения ППС с учётом человеческого восприятия?

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Могилёва, В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и  их учет в работе с  компьютером: Учебное пособие для студ. образов. учрежд. средн. проф. образования / В.Н. Могилёва.- М: Академия, 2007.- 272 с.

  2. Новые педагогические и  информационные технологии в системе  образования: Учеб. пособ. для  студ. пед. вузов / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Е.С. Полат.- 4-е  изд., стер.-М: Академия, 2009.- 272 с.

  3. Трайнев, В.А. Новые информационные  коммуникационные технологии в образовании / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев.- М: Дашков и К, 2009.- 320 с.

Дополнительная

  1. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения / С.А. Мухина, А.А. Соловьева.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 360 с.

  2. Психология: Учебник для  гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб: Питер, 2006.- 656 с.- (Учебник  нового века).

  3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина.- 2-е изд., стер.- М: Академия, 2008.- 368 с.

  

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств.

Цель занятия: выявить психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств.

Основные понятия: педагогическое программное средство, программированное обучение, линейная, разветвлённая и смешанная программы, алгоритмизированное обучение.

План занятия

1. Психологические основы программированного обучения.

2. Идеи психологической теории бихевиоризма в программированном обучении (Б.Скиннер).

3. Структура педагогических программных средств: линейная, разветвлённая  и смешанная программы.

4. Теория алгоритмизированного обучения (Л.Н. Ланда).

5. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

Вопросы для обсуждения

В чём состоят основные принципы программированного обучения?

Чем отличается алгоритмизированное от программированного обучения?

Какие типы программ существуют?

В чём суть теории поэтапного формирования умственных действий?

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в  образовании: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / И.Г. Захарова.- 5-е  изд., стер.- М: Академия, 2008.- 192 с.

  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Под ред. И.В. Роберт.- М: Дрофа, 2008.- 312 с.: ил.- (высшее  педагогическое образование).

  3. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения  и  методика  их использования: Учебное  пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров.- 5-е  изд., стер.- М: Академия, 2008.- 352 с.

Дополнительная

  1. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения / С.А. Мухина, А.А. Соловьева.-М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 360 с.

  2. Психология: Учебник для  гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб: Питер, 2006.- 656 с.-(Учебник  нового века).

  3. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха.- СПб: Питер, 2006.-1096 с.:ил.

  4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина.- 2-е изд., стер.- М: Академия, 2008.- 368 с.